[НАЗАД]

Твердыня на берегах Невы

 

Визитная карточка:

Вице-адмирал Корнилов Александр Иванович родился 11 августа 1947 г. в селе Корнилово Алтайского края. После окончания средней школы поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище. В 1970 г. окончил его с правом выбора места службы. Избрал Северный фло, где был назначен командиром минно-торпедной боевой части ракетной подводной лодки. Прошел должности командира боевой части, помощника, старшего помощника командира корабля. В 1976 г. в составе соединения перешел на Балтийский флот. стал командиром подводной лодки. Окончив офицерские классы и Военно-морскую академию, служил начальником штаба дивизии. После окончания Академии Генерального штаба командовал дивизией подводных лодок. С октября 1993 г. - начальник штаба Лен.ВМБ.

Указом Президента Российской Федерации от 15 декабря 1995 г. назначен командиром Ленинградской военно-морской базы.

 

15 марта 1919 г. приказом по флоту Балтийского моря № 117 Морские силы Петрограда были переименованы в Петроградскую морскую базу. С этого дня начался отсчет истории Ленинградской ВМБ. Первым ее командиром стал капитан 1 ранга А Н Сполатбог, выпускник Морского кадетского корпуса.
На Петроградскую морскую базу возлагалась ответственность за дислокацию кораблей и судов, находившихся в городе, а также принятие необходимых мер по обороне Петрограда с морских направлений. Уже летом 1919 г. экипажи миноносцев "Гавриил" и "Азард", а также подводной лодки "Пантера" под командованием блестящего морского офицера А. Бахтина открыли боевой счет базы, потопив подводную лодку Л-55 и эсминец "Виттория" ВМС Великобритании.

Во второй половине 1919 г. в финском заливе находилось 28 английских и 4 французских военных корабля, непосредственно угрожавших Петрограду. Командование Петроморбазы приняло все меры для обеспечения охраны водного района города. Кораблям были определены места дислокации, а подводные лодки в ночное время выходили из Невы и несли боевое дежурство на рейде. Петрограду отводилась большая роль и в непосредственном возрождении флота. В 1920 г. Совет труда и обороны принял решение, которым Петросовету и Комитету обороны Петрограда поручалось "обратить особое внимание на ускорение работ по восстановлению Балтийского флота". Все это позволило уже в 1922 г. приступить к ремонту кораблей и формированию небольших, но боеспособных соединений. Начиная с 1924 г., военные корабли, продолжая традицию Российского флота, стали совершать дальние морские учебные походы.
За годы первых пятилеток судостроители Ленинграда сдали для ВМФ 312 боевых кораблей, еще 211 находились в постройке.
5 июля 1941 г. на базе Управления военно-морскими учебными заведениями и частей флота было сформировано командование и штаб морской обороны Ленинграда и Озерного района (МОЛиОР), который приступил к подготовке побережья Невской губы и реки Невы к противодесантной обороне, строительству артиллерийских батарей, формированию бригад морской пехоты, Ладожской, Ильменской и Чудской военных флотилий, отряда кораблей реки Невы. Для Ленинградской и Кронштадтской групп кораблей в результате рекогносцировки было отобрано и оборудовано до 40 открытых и закрытых якорных огневых позиций. Эта система действовала весь период обороны Ленинграда, и когда противник вошел в зону огня корабельной артиллерии на юго-западных подступах к городу, артиллерия флота, выполняя заявки сухопутного командования, систематически вела точный и эффективный огонь по гитлеровцам на разных участках фронта.
В период блокады Ленинграда флот обеспечивал связь осажденного города со страной через Ладожское озеро. Только по водной трассе Дороги жизни было перевезено 1,7 млн. тонн грузов и эвакуировано в тыл 1 млн. ленинградцев.
В 1941 -42 гг. корабли и катера ленинградского ОВРа участвовали в проведении десантных операций в районах Стрельны, Петергофа, Усть-Тосно, на Ладожском озере, в Выборгском и Нарвском заливах. Большую работу, связанную с перевозкой личного состава, боеприпасов техники и других грузов из Ленинграда в Кронштадт и Ораниенбаум, выполняли корабли 17 го дивизиона. С 1941 по 1944 гг. тральщики совершили более 2000 боевых выходов и перевезли несколько дивизий тысячи танков, орудии минометов и машин, около 200 тыс. тонн различных грузов.

Особо следует отметить вклад моряков - балтийцев в проведение операции "Искра" и Ленинградско-Новгородской операции во время которых была снята блокада города, продолжавшаяся 900 дней Ленинград праздновал свое освобождение и салютовал тем, кто выстоял и победил.
После окончания Великой Отечественной воины перед Ленинградской военно-морской базой была поставлена исключительно важная задача обеспечить безопасность мореплавания в акватории Балтийского моря. Минная опасность на Балтике была очень велика. Только в водах финского залива воюющие стороны поставили более 70 тыс. мин различных типов. Поэтому боевое траление стало главной задачей моряков Ленинградской ВМБ.
Тральные работы потребовали большого напряжения сил. В 1945 г. в финском заливе военные моряки обезвредили более 8 тыс. мин. И лишь в 1955 г. была прекращена проводка кораблей за тралами. За мужество и героизм проявленные при тралении, многие моряки - балтийцы были удостоены высоких государственных наград.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1975 г. за вклад в укрепление обороноспособности страны и в связи с 30-летием победы в Великой Отечествен ной войне Ленинградская военно-морская база была награждена орденом Красного Знамени.
В послевоенное время Ленинградская военно-морская база создавалась дважды в 1951 г. (расформирована в 1956 г.) и в 1961 г. когда была подчинена непосредствен но Главнокомандующему Военно-Морским Флотом. С 1994 г. она входит в состав Балтийского флота.
Следует отметить что процесс реформирования Лен.ВМБ проходит без существенного изменения ее организационной структуры Основные задачи нашего объединения остаются прежними: поддержание устойчивого оперативного режима в назначенной зоне ответственности, обеспечение обороны и защиты базирующихся сил, обеспечение строительства, ремонта, подготовки экипажей, испытаний кораблей и судов, поступающих от промышленности и из ремонта испытаний новой техники и оружия, а также научно-исследовательских работ по изучению морей и океанов,
обеспечение подготовки мичманов и прапорщиков старшин и матросов а также подготовки и переподготовки офицеров запаса ВМФ в системе учебных отрядов, школ офицерских курсов и учебной практики курсантов, слушателей ВВМУЗов на кораблях и судах ВМФ, оперативное (боевое), техническое и тыловое обеспечение боевой и повседневной деятельности кораблей и частей ВМФ базирующихся в зоне Лен.ВМБ, расквартирование, коммунально-бытовое и культурно просветительное обслуживание личного состава (45 50 тыс. чел.) в зоне ответственности базы.
Лен.ВМБ обеспечивает также все мероприятия связанные с жизнью флота и города, - визиты иностранных кораблей празднование памятных дат проведение парадов и регат.

Столь широкий спектр задач и определяет уникальность нашего объединения. Приоритетные направления реформирования Ленинградской военно-морской базы - это сохранение наиболее опытных и добросовестных военнослужащих перспективных молодых офицеров, дальнейшее совершенствование организационно-штатной структуры органов управления и сил Лен.ВМБ, создание стройной системы управления и оптимального состава, повышение уровня боевой и мобилизационной готовности, обеспечение социальных гарантий личному составу в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих" и постановлениями Правительства Российской Федерации. С целью оптимизации организационно-штатной структуры расформировано и реформировано более 30 частей и подразделений ВМФ, в результате чего расходы на содержание Лен.ВМБ сократились в 1997 млн. деноминированных рублей, в 1998 г. на 26,3 млн. рублей.
В ходе реформирования нельзя не учитывать роль и место базы в составе Балтийского флота Происшедшие в Европе геополитические изменения привели к коренной переориентации внешнеполитического курса ряда стран Балтийского региона, где усиливаются позиции США и НАТО. Ежегодно на территории стран Балтии в рамках программы "Партнерство ради мира" проводятся учения "Балтик челлендж". В 1997 г. в них принимали участие около 2,5 тыс. человек, а в 1998 г. - уже свыше 46 тысяч. Это свидетельствует о настойчивом стремлении руководства блока придать программе всеобъемлющий характер и тем самым заложить основы для последующей интеграции в НАТО прибалтийских государств.

В этих условиях роль и значение Балтийского флота и его составной части - Ленинградской военно-морской базы в Балтийской морской зоне - значительно возрастают. Ведь за ее "спиной" находится Санкт-Петербург, крупнейший порт, центр сосредоточения кораблестроительного потенциала и научно-производственных мощностей страны северная столица России.
Здесь находятся знаменитые конструкторские бюро "Рубин" и "Малахит", предприятия Адмиралтейские верфи", "Балтийский завод", "Северная верфь", "Средне-Невский завод" "Алмаз" научно-исследовательские институты ВМФ, здесь проектируют и строят уникальные корабли для отечественного флота, и коллектив ВМБ принимает в этой работе непосредственное участие.
Так в постройке, освоении и сдаче ТАРКР "Петр Великий" участвовали и наши военнослужащие из соединения строящихся и ремонтирующихся кораблей, которое, кстати недавно отметило свое 60-летие. В "послужном списке" этой части - обеспечение испытаний ТАРКРов 'Киров", "Фрунзе", "Калинин". Только с 1980 г. прошли подготовку и переданы в состав ВМФ 17 эсминцев, 10 БПК, 2 корабля измерительного комплекса, судно связи с атомной энергетической установкой, а также 150 кораблей других проектов. В 1984-87 гг. военные моряки обеспечили восстановительный ремонт крейсера "Аврора".
В Санкт-Петербурге прошел Первый морской форум России, созванный по инициативе Союза российских судовладельцев, в котором приняли участие представители правительств России и Санкт-Петербурга, министерств и ведомств, Государственной Думы банков страховых компании и финансово-промышленных групп. Целью его проведения была выработка реальных мер, которые способствовали бы становлению Российского флота и росту его влияния на российские внешнеэкономические связи.
Надо учесть и то обстоятельство, что Петербург - главная кузница кадров для отечественного флота. Отрадно отметить, что в последние годы у молодежи возродился интерес к военно-морской службе. Во все наши ВМУЗы конкурс значительно вырос, а Нахимовское военно-морское училище и Кронштадтский морской кадетский корпус престижны не менее самых именитых гимназии и лицеев.
Процесс реформирования затронул и высшие военно-морские училища, расположенные в Санкт-Петербурге. Согласно директиве Главнокомандующего ВМФ Высшее военно-морское училище имени М. В Фрунзе и Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола преобразованы в Санкт-Петербургский военно-морской институт, Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского и Высшее военно-морское инженерное училище имени В И Ленина - в Военно-морской инженерный институт, Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А С Попова - в Военно-морской институт радиоэлектроники.
Ленинградская военно-морская база как крупнейший учебно-методический центр ВМФ готовит мичманов и прапорщиков, старшин и матросов, обеспечивает подготовку и переподготовку офицеров запаса ВМФ в системе учебных отрядов, школ и офицерских курсов. Только флотский учебный центр в 1998 г. направил на флоты более 2 тыс. Специалистов. Оптимизация штатной структуры учебных подразделений проводится за счет сокращения прежде всего управленческих должностей.
Санкт-Петербург широко известен и как один из духовных центров России. Сотрудничество с Санкт-Петербургской епархией помогает органам военного управления формировать у военных моряков такие качества, как духовность, патриотизм, сознательность 26 июля 1992 г. на борту крейсера "Аврора" был освящен первый Андреевский флаг, а 5 ноября 1998 г. в музее крейсера установили иконостас корабельной церкви - точную копию уничтоженного. Так мы обретаем свое прошлое, без которого нет будущего. По инициативе настоятеля Николо-Богоявленского морского кафедрального собора протоиерея Богдана Сойко и ветеранов-подводников возрождены прекрасные традиции установки в храме памятных досок с именами погибших военных моряков и ежегодного проведения 7 апреля Дня поминовения моряков отечественного флота.
В начале статьи я уже отмечал одну из задач Ленинградской военно-морской базы - обеспечение визитов иностранных кораблей, празднование памятных дат, проведение парадов и регат.
За последние пять лет город на Неве с официальными визитами и деловыми заходами посетили 68 кораблей и 50 официальных делегаций командований ВМС иностранных государств. Особая ответственность легла на нас по обеспечению визита Королевы Великобритании Елизаветы II в 1994 г., по проведению Морского парада, по священного 50-летию Великой Победы, Главного морского парада в честь 300-летия Российского флота и Международной парусной регаты "Катти Сарк" в 1996 г.
15 марта 1999 г. Ленинградская военно-морская база отметит свое 80-летие, а в 2003 г. 300-летний юбилей будет праздновать Санкт-Петербург. С руководством города уже достигнута договоренность о проведении морской части предстоящих торжеств.
Однако, сколь бы ни были важны эти мероприятия, главнейшей нашей задачей была и остается боевая подготовка. При этом особое внимание уделяется приобретению личным составом навыков эффективного применения ракетного, торпедного, противолодочного и другого корабельного оружия. Надо сказать, что здесь имеются определенные успехи.
Экипаж подводной лодки под командованием капитана 2 ранга М. Балакирева в 1998 учебном году успешно выполнил все запланированные мероприятия боевой подготовки, а боевые упражнения оценены на "хорошо" и "отлично" ПЛ прошла более 2300 миль обеспечено проведение государственных и приемо-передаточных испытаний подводной лодки с выполнением испытательных стрельб торпедами нового поколения.
Береговой ракетный дивизион под командованием подполковника Н. Курилова ежегодно принимает участие в лагерных сборах с выполнением практических ракетных стрельб крылатыми ракетами по морским целям. Особенностью учений в прошедшем году являлась доставка техники к местам сбора на морском пароме и транспорте, совершение марша и выполнение ракетной стрельбы в интересах обеспечения боевой подготовки кораблей Балтийского флота. Ракетная стрельба оценена на "отлично".
На учебном корабле "Перекоп" под командованием капитана 1 ранга Д. Мехрякова проведена учебная практика свыше 2 тыс. курсантов высших военно-морских учебных заведений. Состоялось шесть походов, пройдено 6400 миль. Все боевые упражнения и артиллерийские стрельбы выполнены только с хорошими и отличными оценками. Несмотря на истекший межремонтный срок, экипаж корабля сумел обеспечить безаварийное плавание и грамотную эксплуатацию вооружения и техники.
Умело руководит экипажем базового тральщика его командир - капитан-лейтенант А. Тимаков, поддерживая славные традиции лучшего минно-трального корабля в соединении и Лен.ВМБ. Экипаж в ходе боевой подготовки выполнил 15 боевых упражнений, прошел в море свыше 630 миль, из них одну треть с тралами. Успешно завершились испытания новых образцов вооружения, предназначенных для ВМФ.
Командир океанографического исследовательского судна "Леонид Демин" капитан 1 ранга О. Русак более 15 лет возглавляет океанографические исследовательские суда. Под его командованием ГС Лен.ВМБ "Николай Матусевич", "Персей", ОИС "Михаил Крупский", "Аджария" и "Леонид Демин" достойно пронесли флаг нашей Родины через три океана и 12 морей, посетили порты 18 государств, в сложных погодных условиях прошли свыше 165 тыс. миль. Экипаж "Леонида Демина" и по результатам 1998 г. является лучшим в соединении.
Конечно, не обошли нас стороной и те трудности, которые испытывают, особенно из-за систематического недофинансирования, Вооруженные Силы страны. Перечислять их все - нет необходимости, ибо об этом уже не раз говорилось и писалось. Может быть, этих трудностей у нас было бы и больше, если бы не помощь и поддержка во всем губернатора Санкт-Петербурга В. Яковлева и бывшего губернатора Ленинградской области, а ныне первого вице-премьера Правительства РФ В. Густова.
Однако, несмотря на их помощь, остается немало нерешенных проблем, из которых самая животрепещущая - жилищная. Ведь в городе насчитывается около полусотни частей центрального подчинения (ВМУЗы, НИИ ВМФ, военные представительства, "приемки" и др.), которые не входят в состав Лен.ВМБ, но всеми видами довольствия обеспечиваются у нас, в том числе и жильем. В связи с этим число очередников на получение квартир постоянно растет. При этом все офицеры хотят получить квартиру непосредственно в Санкт-Петербурге, в то время как в пригороде она на треть дешевле, что для нашего бюджета весьма существенно.
Сегодня в Ленинградской военно-морской базе более двух тысяч бесквартирных военнослужащих, четверть из них - увольняющиеся в запас. Кроме того, более 600 человек нуждаются в улучшении жилищных условий. Обеспечение жилой площадью военнослужащих в зоне Лен.ВМБ осуществляется за счет собственного жилого фонда, долевого участия в жилищном строительстве и реализации Государственной программы жилищных сертификатов, по которым уже получено 11 квартир, а на стадии получения еще 14. Выразили желание получить жилищные сертификаты еще более 50 военнослужащих.

А.И. Корнилов, вице-адмирал, командир Ленинградской военно-морской базы.

 

Hosted by uCoz