Балтийцы в Великой Отечественной войне
Обстановка, сложившаяся в Европе к 1940 г., была благоприятной для продолжения агрессии немецкого фашизма.
После оккупации основных государств Европы и разгрома Франции перед гитлеровским военным руководством встала дилемма: сосредоточить ли очередные усилия на выводе из войны Англии, чтобы до конца избавиться от всякой опасности с тыла в предстоящем походе на Восток, или, оставив в стороне английскую проблему, обрушить удар на Советский Союз.
Нападение на СССР, по мнению германского командования, сулило успех только в том случае, если бы удалось молниеносно разгромить Советскую Армию еще до того, как Англия и США развернут широкие действия против Германии. Поэтому в основу планирования войны против Советского Союза было положено требование максимально быстрого, молниеносного разгрома его вооруженных сил — прежде чем Англия и Соединенные Штаты сумеют прийти им на помощь.
22 июля 1940 г на совещании Гитлера с главнокомандующим сухопутными войсками Браухичем были обсуждены общие наметки стратегического замысла, а на общем совещании в ставке 31 июля было принято решение начать нападение на СССР в мае 1941 г. Оно нашло свое отражение в директиве М № 21 (план «Барбаросса»).
Кроме директивы М № 21, план включал в себя другие директивы и распоряжения верховного главнокомандования и главных командований различных видов вооруженных сил по стратегическому сосредоточению и развертыванию войск, подготовке театра военных действий, по всем видам обеспечения, маскировке, дезинформации и т. д.
Относительно военно-морских сил, в планах вторжения в СССР указывалось: «необходимо быстро овладеть районом Балтийского моря, чтобы подвоз руды через Балтийское море не прерывался на слишком продолжительное время и чтобы русские не могли вести длительную минную войну».
Особое внимание при планировании и подготовке вторжения по плану «Барбаросса» уделялось маскировке проводимых мероприятий и дезинформации противника. По указанию Гитлера, данному на совещании 3 февраля 1941 г, начальник штаба верховного главнокомандования фельдмаршал Кейтель издал 15 февраля 1941 г специальную «Директиву по дезинформации противника». Чтобы скрыть подготовку к операции по плану «Барбаросса», отделом разведки и контрразведки Главного штаба были разработаны и осуществлены многочисленные акции по распространению ложных слухов и сведений.
Перемещение войск на восток подавалось первоначально в виде подготовки к операции против Англии — «Морской лев», а затем — в свете «величайшего в истории дезинформационного маневра» с целью отвлечения внимания от последних приготовлений к вторжению в Англию. Чтобы подкрепить версию о высадке десанта в Англию, были разработаны операции под кодовыми названиями «Акула»
и «Гарпун». Пропаганда целиком обрушилась на Англию и прекратила свои обычные выпады против Советского Союза...
10 июня 1941 г верховное главнокомандование немецких вооруженных сил назначило сроки начала военных действий. Было определено, что: днем «Д» операции «Барбаросса» назначается 22 июня. В случае переноса этого срока соответствующее решение будет принято не позднее 18 июня;
в 13.00 21 июня в войска будет передан один из двух следующих сигналов:
а) сигнал «Дортмунд». Он означает, что наступление, как и запланировано, начнется 22 июня и что можно приступать к открытому выполнению приказов;
б) сигнал «Альтона». Он означает, что наступление переносится на другой срок.
Начало наступления сухопутных войск и перелет авиации через границу был назначен на 3 часа 30 минут 22 июня 1941 г.
Предусматривалось, что если метеорологические условия задержат вылет авиации, то сухопутные войска начнут наступление самостоятельно.
Одним из важнейших направлений в гитлеровских планах блицкрига в войне против Советского Союза было северо-западное (Ленинградское) направление.
Немецко-фашистское командование при планировании учитывало стратегическое, экономическое и политическое значение Ленинграда как крупнейшего индустриального центра и важнейшего порта на Балтийском море. Разгром наших войск в Прибалтике и овладение Ленинградом гитлеровцы считали решающим условием для успешного наступления на Москву и быстрого завершения войны. Поэтому они планировали удар на Москву только после захвата Ленинграда — с тем, чтобы овладеть Москвой совместным фронтальным и фланговым наступлением двух групп армий — «Центр» и «Север».
В соответствии с планом «Барбаросса», гитлеровское верховное командование с конца 1940 г начало концентрировать свои силы на границе с Прибалтикой для наступления на Ленинградском направлении. Эти войска образовали группу армий «Север» в составе 16-й и 18-й полевых армий и 4-й танковой группы (29 дивизий, около 725 тыс. человек, 1500 танков при поддержке воздушного флота — свыше 1000 самолетов). Группе «Север» ставилась задача разгромить советские войска в Прибалтике и в минимально короткие сроки захватить Ленинград. Финская армия, усиленная немецко-фашистскими соединениями, ударом с северных подступов к городу должна была содействовать решению этой общей задачи.
Немецкому военно-морскому флоту планом «Барбаросса» было определено: «В войне против Советской России ему (флоту) предстоит задача, обеспечивая оборону своего побережья, воспрепятствовать прорыву военно-морского флота противника из Балтийского моря. Учитывая, что после выхода к Ленинграду русский Балтийский флот потеряет свой последний опорный пункт и окажется в безнадежном положении, следует избегать до этого момента крупных операций на море...
После нейтрализации русского флота задача будет состоять в том, чтобы обеспечить полную свободу морских сообщений в Балтийском море, в частности, снабжение по морю северного фланга сухопутных войск». На Балтику для обеспечения боевой деятельности группы армий «Север» и действий против Балтийского флота было выделено около ста боевых кораблей, в том числе 5 подводных лодок, 10 минных заградителей, 28 торпедных катеров, сторожевые корабли, 10 флотилий тральщиков. Однако эти силы могли быть усилены крупными надводными кораблями из зоны Северного моря, что неоднократно и подтверждалось в ходе боевых действий.
Положение наших войск на северо-западном направлении, как и положение Балтийского флота серьезно осложнялось тем, что правящие группы Финляндии вступили в войну на стороне Германии предоставили территорию своей страны для развертывания немецко-фашистских вооруженных сил. Немцы получили ряд аэродромов в непосредственной близости от Ленинграда и военно-морские баз на Северном побережье Финского залива. Шхерный район, имеющий большое количество весьма удобных стоянок, соединенных внутренними глубоко водными фарватерами, давал возможность флот противника скрытно проводить развертывание кораблей и подводных лодок. Перед началом войны и Германии в Хельсинки было перебазировано до 50-ти кораблей — минные заградители, сторожевые корабли, другие малые корабли и катера для постановки мин и действий совместно с финским флотом против наших морских сообщений в Финском заливе.
Руководство Красной Армии, начиная с апреля 1941 г, стало заметно форсировать осуществление мер по усилению приграничных округов. В Киевский военный округ были передислоцированы соединения войск из Северо-Кавказского военного округа и из Забайкалья.
Однако комплекс мер, предусмотренных оперативным планом 1940 г, который после уточнения действовал в 1941 г, к началу войны выполнен не был.
Все мероприятия, предусмотренные планами: приведение вооруженных сил в полную боевую готовность, проведение войсковой мобилизации, укомплектование войск до штатов военного времени и их развертывание, — пришлось выполнять уже в ходе войны.
Ставший с февраля 1941 г. начальником Генерального штаба Г. К. Жуков в своих мемуарах пишет:
«Теперь, пожалуй, пора сказать о существенной ошибке того времени, из которой, естественно, вытекали многие другие, — о просчете в определении сроков вероятности нападения немецко-фашистских войск...»
Введение в действие мероприятий, предусмотренных оперативными и мобилизационными планами, могло быть осуществлено только по особому решению правительства. Это особое решение последовало лишь в ночь на 22 июня 1941 г., да и то не полностью. В ближайшие предвоенные месяцы руководством не предусматривалось проведение всех необходимых мер, которые нужно было провести в особо угрожаемый военный период.
Таким образом, непосредственная подготовка немецко-фашистской Германии к агрессии против Советского Союза (в общем плане агрессии в Европе) началась с июля 1940 г
. Было принято решение начать нападение в мае 1941 г. Но этот срок директивой был перенесен, по меньшей мере, на четыре недели. Днем вторжения было определено 22 июня 1941 гВойска Красной Армии начали проведение отдельных мероприятий по усилению приграничных округов лишь с апреля 1941 г. Однако, комплекс мер по повышению боевой и мобилизационной готовности к началу войны выполнен не был. Войска к началу войны оказались в условиях внезапного нападения противника.
Балтийскому флоту оперативным планом были поставлены задачи: не допустить морских десантов противника на побережье Латвийской и Эстонской CCR на острова Моонзундского архипелага; совместно с ВВС Красной Армии нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский залив; не допустить проникновения кораблей противника в Рижский залив; содействовать сухопутным войскам на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, обеспечивая их фланг а также, в случае выступления против СССР Финляндии, уничтожить береговую оборону финнов; уничтожить бое вые флоты Финляндии и Швеции при их выступлении против СССР;
обеспечить в первые дни войны переброску двух стрелковых дивизий с северного побережья Эстонской ССР на полуостров Ханко, а также быть готовым к высадке десанта на Аландские острова; прервать морские коммуникации неприятеля в Балтийском море и Ботническом заливе.
В состав Балтийского флота к началу войны входили: 2 линейных корабля («Марат» и «Октябрьская революция»); 2 крейсера («Киров» и «Максим Горький»); 2 лидера эскадренных миноносцев («Ленинград» и «Минск»); эскадренные миноносцы типов «Гневный» и «Новик» — 14 и 7 (соответственно); сторожевые корабли типа «Тайфун» — 7; канонерские лодки — 2; минные заградители — 4; тральщики БТЩ и других типов — 14 и 17; катера и малые «охотники» за подводными лодками
— 44; бронекатера — 4; торпедные катера 79 (по другим данным — 48);
подводные лодки типов К, П, Л, Д, С, Щ и М соответственно — 2, 3, 3, 1,11,18 и 21 (всего 59, из них 5 в ремонте); подводные лодки более старых типов—6.
Военно-воздушные силы флота имели в своем составе 714 самолетов, в т. ч. 367 истребителей (из них 47 новых типов), 183 бомбардировщика (из них 36 торпедоносцев)* Здесь и далее: задачи и состав БФ приводятся в соответствии с данными статьи БФлот вступает в войну» (выдержки из архивных документов, разработанных в Главном морском штабе после войны.
— Морской сборник, 1995, М 2).
Наличных сил флота — в частности, надводных — было недостаточно для решения поставленных задач. С началом войны остро стал ощущаться недостаток в тральщиках, миноносцах и сторожевых кораблях, надводных минных заградителях, мореходных торпедных катерах, кораблях и катерах ПЛО, средствах вспомогательного флота. Кроме того, на флоте вообще отсутствовали специальные десантные средства и специальные артиллерийские корабли, способные длительное время оказывать эффективную огневую поддержку флангу армии.
Период с 22 июня по 10 июля 1941 г. характеризуется как начальный период войны. Его основным содержанием явились вынужденные оборонительные операции фронтов первого стратегического эшелона на каждом из трех основных стратегических направлений.
В решении советского правительства от 22 июня 1941 г. о преобразовании Прибалтийского, Западного и Киевского особых военных округов соответственно в Северо-Западный, Западный и Юго-Западный фронты Северному, Балтийскому и Черноморскому флотам были поставлены задачи:
обеспечить безопасность своих морских сообщений и надежно защищать стратегические фланги Красной Армии от ударов противника с моря, содействовать войскам в обороне и наступлении, а также наносить удары по морским сообщениям противника.
Балтийский флот (Командующий — вице-адмирал В. Ф. Трибуц), с 19 июня находившийся в оперативной готовности М~ 2 (повышенная готовность), с 23 часов 37 минут 21 июня 1941 г., по приказанию Наркома ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова, начал перевод сил в оперативную готовность М-1 (полная боевая готовность),
Война на Балтийском море началась раньше, чем гитлеровские войска пересекли границу СССР.
С 16-го по 20 июня, т. е. до начала войны, немецко-фашистский флот выставил несколько оборонительных минных заграждений на подходах к портам Мемель (Клайпеда), Пиллау (Балтийск), Кольберг (Колобжег), а также прикрыл минами свои сообщения в южной части Балтийского моря (Мемель — о. Эланд).
Чтобы сорвать развертывание сил БФ, кроме того, были выставлены минные заграждения в устье Финского залива, у входа в Ирбенский пролив и Соэлавяйн, западнее о. Найсаар, на фарватерах Ханко — Таллинн — Кронштадт, а также перед Лиепаей и Вентспилсом. В районе Лиепая — Таллинн было развернуто пять подводных лодок.
Военные действия в Прибалтике и на Балтийском морском театре начались в 3 часа 15 минут 22 июня 1941 г. ударом с воздуха по нашим военно-морским базам и аэродромам с одновременным наступлением немецко-фашистских войск (16, 18А, 4ТГ) группы армий «Север».
С первого дня войны Балтийский флот, в соответствии с оперативным планом, приступил к развертыванию подводных лодок и выполнению минных постановок в устье Финского залива, Ирбенском проливе, Моонзунде и на подходах к Лиепае.
Сама постановка минного заграждения на центральной минно-артиллерийской позиции прошла успешно (было выставлено более трех тысяч контактных мин и до пятисот минных защитников), но силы прикрытия понесли потери — подорвался на мине и погиб эсминец «Гневный» и тяжелое повреждение получил крейсер «М. Горький» (по 60-й шпангоут оторвало носовую часть).
Силы флота продолжали также выполнение мероприятий оперативного плана: осуществляли поиск подводных лодок противника, обеспечивали развертывание своих подводных лодок, вели борьбу с минной опасностью, конвоировали транспорта на переходе морем, несли дозорную службу и т. д.
С начального периода войны основной задачей Балтийского флота, в связи со сложившейся обстановкой, стала задача содействия сухопутным войскам в проведении оборонительных операций на приморских направлениях. Нарком ВМФ Н. Г Кузнецов по этому поводу в своих воспоминаниях отмечает, что «никто не мог предугщать, как сложится... обстановка на фронтах. А без ее учета нельзя было планировать дальнейшие крупные операции. Тогда мы впервые наделе почувствовали подчиненную роль Военно-морского Флота общим стратегическим планам Вооруженных Сил, ощутили необходимость координации действий с сухопутным командованием».
За первые 18 дней войны Северо-Западный фронт потерял Литву, Латвию, часть территории Эстонской ССР и РСФСР вследствие чего создалась угроза выхода противника через Лугу к Ленинграду, подступы к которому были еще недостаточно укреплены и слабо прикрыты войсками.
Балтийский флот совместно с войсками длительное время удерживал в своих руках Таллинн, Ханко, Моонзундские острова, чем сковал значительную часть 18-й немецкой армии, предназначенной для овладения Ленинградом.
10 июля 1941 г., учитывая сложность обстановки и большую динамичность ее изменения, решением Государственного Комитета Обороны был определен переход к стратегической обороне и сформированы органы стратегического руководства — Главные командования войсками Северо-Западного, Западного и Юго-Западного направлений, на которые возлагалась организация управления войсками нескольких фронтов и оперативно подчиненных флотов.
Главному командованию Северо-Западного направления (Главком — Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов) были оперативно подчинены Балтийский и Северный флоты.
Основной оперативной задачей Балтийского флота было содействие сухопутным войскам в оборонительных операциях на приморских направлениях, в том числе:
участие в обороне военно-морских баз и побережья, артиллерийская и авиационная поддержка с моря войск в обороне, перевозка войск и техники морем (в т. ч. эвакуация гарнизонов Таллинна, Ханко и островов в Ленинград), формирование и действия бригад морской пехоты в оборонительных операциях, высадка морских десантов.
Укрепляя оборону Ленинграда, Ставка Верховного Главнокомандования провела ряд мероприятий. В августе 1941 г. был образован Ленинградский фронт, в сентябре севернее Онежского озера — Карельский фронт, на Олонецком перешейке — отдельное объединение войск, в последующем — Волховский фронт. На фронты направлялись крупные подкрепления, из личного состава флота формировались бригады морской пехоты.
Для оказания поддержки приозерному флангу наших войск, которые вели бои с финнами на Карельском и Олонецком перешейках, а также для обеспечения сообщения на Ладожском озере была создана Ладожская военная флотилия (5 канонерских лодок, СКР, 2 бронекатера, 12 СКА, 5 ТЩ, 14 КАТЩ), сыгравшая важную роль в обороне и снабжении Ленинграда.
По решению Наркома ВМФ, на основе кораблей и личного состава учебных отрядов были также сформированы озерные флотилии на Чудском, Онежском и Ильменском озерах; они оказали существенную помощь нашим войскам в обороне.
В начале июля 1941 г. Нарком ВМФ приказал на базе Управления ВВМУЗов ВМФ сформировать штаб Морской обороны Ленинграда и Озерного района.
Штаб приступил к развертыванию флотилий, строительству батарей, формированию бригад морской пехоты и пополнений для фронта.
Ладожская военная флотилия, взаимодействуя с 7-й армией Карельского и 23-й армией Волховского фронтов, начала активные действия по оказанию поддержки огнем корабельной артиллерии приозерным флангам наших войск, высаживала тактические десанты, осуществляла эвакуацию трех стрелковых дивизий (142-ю, 168-ю и 198-ю сд.) со всей их техникой и тылами, прижатых к шхерному району побережья Ладожского озера в районе Сортавалы и Хитолы.
Но уже 3 сентября 1941 г. Военный Совет Ленинградского фронта определил в качестве основной задачи флотилии доставку продовольствия, топлива, воинских грузов и перевозку пополнений блокированному Ленинграду, Ленинградскому фронту и Балтийскому флоту, а в дальнейшем — эвакуацию жителей Ленинграда и оборудования заводов.
В сентябре 1941 г оборонительные бои защитников Ленинграда достигли наивысшего напряжения.
Немцы, подтянув резервы, предприняли новое наступление на Ленинград, вышли на берег Финского залива, перерезали железную дорогу Таллинн — Ленинград и подошли к Красногвардейскому укрепленному району.
В ходе упорных боев войска Ленинградского фронта при поддержке артиллерии флота оказали решительный отпор противнику.
Руководство по использованию морской артиллерии и взаимодействие с артиллерией Ленинградского фронта было возложено на управление начальника морской артиллерии Балтийского флота контр-адмирала И. И. Грена.
Для взаимодействия с войсками были созданы три группы артиллерийских кораблей. Первая группа занимала позиции на реке Нева в самом городе, вторая — на Неве в районе Ивановских порогов, третья — в районе Кронштадта. Была разработана система управления корабельной и береговой артиллерией, избраны огневые позиции для кораблей и береговых батарей, построены береговые батареи, организовано взаимодействие морской артиллерии с сухопутной, а также с авиацией и сухопутными войсками, создана сеть наблюдательных и корректировочных постов.
В отражении сентябрьского штурма участвовали до трехсот орудий артиллерии флота, линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсера «Петропавловск», «Киров», «Максим Горький», лидер «Ленинград», эскадренные миноносцы и канонерские лодки, тяжелая артиллерия Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона.
Обстановка, сложившаяся в сентябрь под Ленинградом, требовала значительных пополнений личным составом. Десятки тысяч балтийских военных моряков влились в ряды защитников города. Осенью 1941 г. флот сформировал 6 бригад морской пехоты, отдельные полки, батальоны и роты общей численностью более 83-х тысяч человек. Они участвовали в боях на самых ответственных участках фронта, где натиск противника был особенно сильным.
В сентябре обстановка, особенно на участке 42-й армии, создалась критическая. Противник захватил Урицк, вышел в районе Стрельни к Финскому заливу, рвался к Ленинграду через Пулковские высоты.
В этих условиях Командующим войсками Ленинградского фронта генералом армии Г. К. Жуковым был принят ряд решительных мер по усилению войск 42-й армии.
С Ораниенбаумского плацдарма в Ленинград тральщиками, сетевыми заградителями и самоходными баржами (всего более 70-ти кораблей и транспортов) была осуществлена перевозка 125-й и 268-й стрелковых дивизий и 47-го корпусного артиллерийского полка. Максимум усилий артиллерии и авиации направлялся на поддержку войск именно этой армии. Все силы, которыми располагал флот, авиация в составе более двухсот самолетов, артиллерия численностью свыше 350-ти стволов и ее резерв на кораблях, имеющих возможность маневра, помогали войскам фронта, удерживающим рубеж в непосредственной близости от города.
В сентябре 1941 г. гитлеровское командование полагало, что захват Ленинграда — дело нескольких дней, и тогда корабли Балтийского флота будут вынуждены уйти из Ленинграда и Кронштадта, чтобы интернироваться в нейтральной Швеции. Поэтому в ходе напряженных боев за Ленинград гитлеровцы, уверенные в скором его падении, развернули в море две группы боевых кораблей. 24 сентября группа в составе линейного корабля «Тирпиц», тяжелого крейсера «Адмирал Шеер», крейсеров «Нюрнберг», «Кельн», шести эсминцев и других кораблей заняла позицию у Аландских островов. Вторая группа (2 КР, 2 ЭМ и другие корабли) прибыла в Лиепаю.
В этой обстановке все боевые корабли Балтийского флота находились в полной готовности. До 15-ти подводных лодок были развернуты в море, выставлено Но немецкие корабли не вошли в Финский залив,
25 сентября командующий группой армий «Север» генерал-фельдмаршал Лееб вынужден был отдать приказ о прекращении наступательных действий.
Героическая борьба войск Ленинградского фронта, Балтийского флота, Ладожской и других озерных флотилий, всех ленинградцев сорвала немецко-фашистский план — захватить Ленинград. И несмотря на то, что врагу удалось блокировать город, взять его он не смог
Началась героическая оборона Ленинграда в условиях блокады. Немецко-фашистское командование переключило свои войска на планомерную осаду города, наметив коварные планы его уничтожения. В тезисах «О блокаде Ленинграда», составленных в ставке Гитлера 21 сентября 1941 г, говорилось: «...б) сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией...; г.). остатки гарнизона останутся там на зиму. Весной мы проникнем в город... вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии».
Этот циничный и наглый план свидетельствует о том, что серьезная опасность, нависшая над Ленинградом, не уменьшилась; гитлеровцы планировали создать второе кольцо окружения и совместно с
финскими войсками прервать последний путь, связывающий город со страной.
В больших масштабах на подступах к Ленинграду и на его окраинах снова развернулись оборонительные работы. Потребовались дополнительные меры, чтобы усилить и морскую оборону города, особенно в связи с выходом противника на побережье Финского залива в районе Петергоф — Стрельня, а также приближением зимы и ледостава.
Военные советы фронта и флота решили провести перегруппировку войск фронта и сил флота, большинство кораблей разместить на зимнюю стоянку в Ленинграде.
В связи с постоянными обстрелами Ленинграда более остро встала задача контрбатарейной борьбы. Намного возросла роль Ладожской военной флотилии в обеспечении важнейшей и единственной коммуникации, связывающей Ленинград со страной.
Таким образом, перед флотом стоял комплекс задач, основным содержанием которых было содействие войскам в обороне Ленинграда.
Обстановка в этот период продолжала оставаться сложной. Не хватало транспортных средств. Артиллерия противника простреливала всю Невскую губу, минная опасность не уменьшалась. Кроме того, в ноябре перевозки тормозились ледовыми условиями.
Одной из важных задач в октябре-ноябре 1941 г была перегруппировка войск 8-й армии с Ораниенбаумского плацдарма в Ленинград с целью занять позиции на одном из угрожаемых направлений — на правом берегу Невы. Всего на транспортах, буксирах, самоходных и несамоходных баржах, небольшими конвоями по северному фарватеру под прикрытием катеров-дымзавесчиков, артиллерии и авиации флота было перевезено шесть стрелковых дивизий, тылы и управление армии (всего 38 тысяч бойцов, 1700 машин, 309 орудий).
Для обороны Ораниенбаумского плацдарма была создана Приморская группа войск, в которую вошли, в основном, части морской пехоты. Для усиления этой группы из Ленинграда, Кронштадта было
перевезено более 14-ти тысяч бойцов с техникой, вооружением и запасами.
Кроме того, силами флота были эвакуированы гарнизоны Таллинна, Ханко, островов Бьеркского архипелага, Гогланда, Тютерса, а также соединения войск с северного побережья и островов Ладоги — всего около 170 тысяч солдат и офицеров, вставших на защиту Ленинграда.
Главной задачей Ладожской флотилии с сентября 1941 г. стала задача организации и обеспечения перевозок через Ладожское озеро продовольствия, топлива, воинских грузов и пополнения фронту и флоту, а в дальнейшем — эвакуации жителей Ленинграда и оборудования предприятий.
30 августа Государственный Комитет Обороны принял постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда», которое предусматривало комплекс мер по доставке продовольствия, вооружения, боеприпасов и горючего водным путем через Ладожское озеро.
Перевозки по Ладожскому озеру потребовали уже в 1941 г больших подготовительных работ. Прокладывались железнодорожные ветки, подъездные пути, строились причалы в пунктах погрузки и оборудовались новые пункты разгрузки на западном берегу. Руководство работами по сооружению порта Оси-новец было поручено заместителю Наркома ВМФ адмиралу И. С. Исакову. Грузы для Ленинграда шли по железной дороге Вологда — Череповец — Тихвин — Волховстрой, затем перегружались на мелкосидящие речные суда. На рейде Новой Ладоги производилась повторная перевалка грузов на озерные суда, следующие в Осиновец, где был построен удлиненный причал, позволявший судам становиться под разгрузку.
В период с 12 сентября по 1 декабря в осажденный город было перевезено около 62-х тысяч тонн различных грузов, в том числе 44 тысячи тонн продовольствия. Из Ленинграда было вывезено 38 тысяч человек и 3,5 тысячи тонн грузов. Кроме того, для усиления Волховского фронта, в связи с наступлением противника в районе Тихвина, 76-ю рейсами в полном составе были перевезены 44-я и 191-я стрелковые дивизии и 6-я бригада морской пехоты (около 21 -и тысячи бойцов с вооружением, техникой и запасами).
21 ноября 1941 г начала действовать ледовая трасса протяженностью 30 км на участке Кобона — Мо-рье, названная ленинградцами «Дорогой жизни». С ноября 1941 г. по апрель 1942 г через Ладогу было перевезено около 362-х тысяч тонн грузов и эвакуировано более 554 тысячи жителей осажденного города.
Задача артиллерийской поддержки войск в обороне и нарушения варварских планов гитлеровцев по разрушению города на Неве была возложена на артиллерию фронта и флота. Применялся первоначально метод ответного артиллерийского удара по стрелявшим батареям противника с целью их подавления или нейтрализации — вынужденного прекращения огня на определенное время.
К концу 1941 г, по мере накопления опыта, было принято решение о более полной централизации и переходу к методу контрбатарейной борьбы. Все артиллерийские средства были объединены и подчинены командующему артиллерией фронта. К концу февраля 1942 г была сформирована 101-я морская бригада железнодорожной артиллерии, объединившая 12 батарей флота и 16 батарей, ранее входивших в состав артиллерии фронта.
В целом уже в 1942 г артиллерия фронта и флота достигла хороших результатов в контрбатарейной борьбе. Немецко-фашистское командование вынуждено было менять огневые позиции батарей, все более удаляясь от переднего края, и по Ленинграду могли стрелять только дальнобойные орудия.
Авиационную поддержку сил флота в обороне Ленинграда осуществляли ВВС флота совместно с армейской авиацией, действуя в совместной группировке ВВС под общим командованием.
В 1941 — 42 гг. в интересах войск, действующих на приморских направлениях, высаживались тактические десанты (Стрельня, Петергоф, Усть-Тосно), однако из-за неуспехов войск при прорыве обороны на главном направлении и низкой организации управления десанты, несмотря на героизм десантников, поставленных целей не достигли.
Учитывая обстановку в районе Ленинграда и в целом характер вооруженной борьбы на Советско-германском фронте, Ставка Верховного Главнокомандования определила задачи и содержание боевой деятельности сил Балтийского флота в 1942 г.
Флоту, наряду с комплексом задач содействия войскам Ленинградского фронта, были поставлены и такие задачи: наносить максимальный урон перевозкам врага на Балтике и в Финском заливе; вести борьбу за расширение операционной зоны для ведения активных операций и боевых действий; надежно прикрыть свои морские коммуникации.
Для развертывания успешной борьбы на коммуникациях, а также для укрепления обороны морских подступов к Ленинграду и защиты своих сообщений, флот начал активную постановку минных заграждений. Минно-торпедная авиация и торпедные катера минировали узлы шхерных путей, их выходы в восточную часть Финского залива, фарватеры у южного берега залива, подходы к портам и базам противника.
Активизировалась деятельность подводных лодок на морских коммуникациях в Балтийском море и торпедных катеров в зоне Финского залива.
В целом боевые действия Балтийского флота в 1942 г. проходили в сложных условиях возросшего противодействия войск, сил флота и авиации противника. Так, готовя летнее наступление на Ленинград в 1942 г., немецко-фашистское командование учитывало ту большую роль, которую сыграла артиллерия кораблей в срыве попыток немцев захватить Ленинград в 1941 г.
Предпринимаются решительные действия по уничтожению основных кораблей Балтийского флота.
В результате мощных артиллерийских и авиационных ударов, тяжелые повреждения получили линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсер «Петропавловск».
С 28.03 по 30.04 1942 г, с целью уничтожения основных кораблей Балтийского флота, 1 -м авиакорпусом 1-го воздушного флота и осадной артиллерией 18-й армии немцев была проведена воздушная операция «Айштосс» (бредовый удар). Всего в шести налетах приняло участие более трехсот самолетов.
В отражении налетов принимали участие истребители 4-х авиаполков ВВС флота, зенитная артиллерия кораблей, ПВО флота.
Цель операции немцами полностью не была достигнута. Они потеряли более пятидесяти самолетов, повредив два крейсера («Киров» и «М. Горький») и три эсминца.
Первой операцией 1943 г была операция «Искра» — прорыв блокады Ленинграда встречными ударами Ленинградского и Волховского фронтов на Шлиссельбургско-Синявинском выступе.
План операции предусматривал использование Балтийского флота, на который возлагалась задача обеспечить перевозку войск и боевой техники через Ладожское озеро, а с переходом 67-й армии в наступление — поддержать ее своей артиллерией и авиацией.
Всего на операцию было выделено до ста орудий калибром от 130-ти до 406-ти мм. Морская артиллерия составляла примерно 25 % от всей артиллерии крупного калибра, действовавшей со стороны Ленинграда.
Более 30 % самолетов, поддерживающих наступление войск Ленинградского фронта, представляла морская авиация, выделенная флотом. В операции участвовали также две бригады морской пехоты.
Ладожская флотилия, действуя в тяжелых ледовых условиях, в период с 13 декабря 1942 г по 3 января 1943 г. перевезла из Кобоны в Осиновец около 39-ти тысяч человек и 1600 тонн различных грузов.
Прорыв блокады Ленинграда ознаменовал собой коренной перелом в битве за Ленинград. Он дал возможность осуществить прямую связь города со страной по суше. В конце января 1943 г вдоль южного берега Ладожского озера до Шлиссельбурга была проложена железная дорога, а через Неву построен мост для железнодорожного и автомобильного транспорта. Это значительно улучшило снабжение Ленинграда и позволило накопить необходимые резервы для разгрома противника и полного снятия вражеской блокады Ленинграда в1944г.
В течение 1944 г советские Вооруженные Силы нанесли по врагу десять стратегических ударов, которые являлись составными частями общего плана Верховного Главнокомандования и представляли собой единый комплекс крупных стратегических операций, преследовавших цель — разбить основные силы врага и создать условия для окончательного и полного разгрома фашистской Германии и ее вооруженных сил.
Корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота участвовали в операциях по разгрому немецко-фашистских войск под Ленинградом и Новгородом, в Карелии и в Прибалтике, а на заключительном этапе войны — в Восточно-Прусской и Восточно-Померанской операциях.
Одним из основных видов боевой деятельности Балтийского флота в 1944 г продолжало оставаться содействие войскам фронта, но уже в наступательных операциях. Резко выросло значение задачи по нарушению морских коммуникаций.
Первой операцией 1944 г. (январь-февраль), в которой Балтийский флот принял активное участие, была операция по разгрому немецко-фашистских войск под Ленинградом и Новгородом — «Нева 2». В ней предусматривалось мощными ударами по сходящимся направлениям на Ропшу окружить и уничтожить петергофско-стрельнинскую группировку войск противника силами 2-й ударной армии с Ораниенбаумского плацдарма и 42-й армии из района Пулково во взаимодействии с Балтийским флотом.
Перед флотом были поставлены задачи: в период подготовки к операции скрытно, в назначенные сроки перевезти войска 2-й ударной армии из Ленинграда на ораниенбаумский плацдарм; в ходе операции силами морской артиллерии и авиации флота оказать поддержку войскам фронта в прорыве обороны противника и в наступлении.
Задачи, поставленные флоту, были выполнены.
За период с 5-го по 20 ноября 1943 г в осенне-зимний штормовой период было скрытно перевезено более 52-х тысяч человек, 211 танков, 677 орудий, 2300 автомашин и тракторов, 5800 тонн боезапаса, 14 тысяч тонн других воинских грузов.
Для артиллерийской и авиационной поддержки было привлечено 205 орудий корабельной и береговой артиллерии, 192 самолета авиации флота, более сорока малых кораблей, судов и других транспортных средств.
Были сформированы 5 артиллерийских групп, в которые вошли артиллерия Кронштадтского и Ижор-ского секторов береговой обороны, научно-исследовательского морского полигона, артиллерия линейного корабля «Октябрьская революция», крейсеров «Киров» и «Максим Горький», «Петропавловск», десяти эсминцев, четырех Канонерских лодок, 101-я морская бригада железнодорожной арии.
Развертывание групп артиллерии обеспечивало задействие на значительную глубину обороны противника с усилением на направлениях главных ударов армий. Для каждого корабля и батареи были установлены ответственные секторы стрельбы, а также сформированы наблюдательные и корректировочные посты, обеспечено централизованное управление артиллерией флота и налажена связь с артиллерией фронта.
Летом 1944 г. Балтийский флот, Лщожская и Онежская военные флотилии принимали участие в операции по разгрому войск противника на Карельском перешейке и в Карелии.
Главная задача, поставленная перед войсками Карельского и Ленинградского фронтов, Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями, заключалась в разгроме основных сил финской армии на Карельском и Олонецком перешейках, восстановлении государственной границы с Финляндией и выводе ее из войны. Для ее решения предусматривалось силами двух фронтов, флота и флотилий провести стратегическую операцию, состоящую из последовательно проводимых Выборгской и Свирско-Петрозаводской операций.
Основные силы правого крыла Ленинградского фронта в продолжение всей Выборгской операции | развивали наступление вдоль северо-восточного побережья Финского залива. Балтийский флот, взаимодействующий с Ленинградским фронтом, наносил удары по приморскому флангу противника, оказывая непосредственную помощь в выполнении операции.
Ладожская военная флотилия (командующий — контр-адмирал В. С. Чероков) содействовала нашим войскам, наступавшим вдоль юго-западного побережья Ладожского озера.
Вслед за наступлением Ленинградского фронта активные действия развернули войска левого крыла Карельского фронта во взаимодействии с Ладожской и Онежской военными флотилиями.
Перед Ладожской военной флотилией была поставлена задача поддержать приозерный фланг войск Карельского фронта огнем корабельной артиллерии и высадить десант в районе устья реки Тулокса на восточном берегу Ладожского озера. Для этого действия флотилии переносились со вспомогательного направления в Выборгской операции на направление главного удара в Свирско-Петрозаводской операции.
Онежская военная флотилия (командующий — капитан 1 ранга Н. В. Антонов), действуя одновременно в южной и северной частях Онежского озера артиллерийским огнем кораблей и высадкой десантов содействовала наступлению соединений войск вдоль Онежского озера на Петрозаводск.
По плану операции, утром 9 июня 1944 г на Карельском перешейке артиллерия Ленинградского фронта совместно с артиллерией Балтийского флота произвела предварительное разрушение долговременных оборонительных сооружений противника на всю глубину его первой полосы обороны. Артиллерией флота было разрушено значительное количество долговременных укреплений противника, расположенных в глубине его обороны и не всегда доступных для артиллерии сухопутных войск, подавлен ряд мощных узлов сопротивления, уничтожены важные объекты в системе обеспечения войск. Развивая артиллерийское наступление, 10 июня утром артиллерия фронта и флота ударом по командным и наблюдательным пунктам противника начала непосредственную артиллерийскую подготовку. Усилила удары по основным объектам в обороне авиация флота.
Одновременно корабли Балтийского флота на морских сообщениях противника в восточной части Финского залива срывали переброску резервов с южного берега Финского залива и по шхерам из тыла на Карельский перешеек.
В целом, Балтийский флот нанес сильный удар по обороне противника с моря и, оказывая войскам помощь огнем своей артиллерии, прикрывая их фланги и затрудняя противнику осуществление маневра резервами из глубины, надежно обеспечил прорыв первой полосы обороны и быстрый выход войск к главной оборонительной полосе финнов на Карельском перешейке.
С преодолением войсками главной полосы обороны для огневого сопровождения наступления была привлечена артиллерия бронекатеров и канонерских лодок, а действия тяжелой артиллерии перенацелены на разрушение узлов сопротивления «линии Маннергейма».
К исходу 20 июня войска штурмом овладели городом и крепостью Выборг
Однако противник продолжал удерживать острова Бьеркского архипелага, что затрудняло действия сил флота в Выборгском заливе и позволяло противнику держать под угрозой обстрела шоссейные и железные дороги Карельского перешейка.
В связи с этим перед флотом была поставлена задача овладеть островами Бьеркского архипелага, что давало возможность проникнуть в шхеры для содействия левому флангу войск и использовать шхеры для базирования кораблей в Выборгском заливе и прикрытия действий своих сил от воздействия противника с моря.
Созданный для разведки обороны противника разведывательный десантный отряд под прикрытием дымовых завес прорвался через узкость Бьеркезунд и вышел к северной оконечности о. Пийсаари, имеющей меньшие возможности противодействия десанту. Бронекатера подавили огневые точки и обеспечили высадку разведывательного десанта. Захват и удержание плацдарма на о. Пийсаари облегчали
решению ли задачу овладения островами. Командование флота стало наращивать силы на завоеванном плацдарме и развернуло с него наступление по захвату островов архипелага.
Многочисленные и настойчивые попытки противника прорваться в Выборгский залив, сопровождавшиеся большими потерями, свидетельствовали о том, что положение гарнизонов островов Выборгского залива стало критическим. Учитывая это, советское командование усилило удары по врагу, в результате которых были очищены от противника все острова, входящие в Бьеркский архипелаг. С освобождением островов Выборгского залива советские войска приобрели выгодные исходные плацдармы для последующей высадки десантов на северо-западный берег залива.
В то же время Ладожская флотилия, по мере продвижения сухопутных войск Ленинградского фронта и во взаимодействии с ними, последовательно очищала от противника острова Ладожского залива.
Используя результаты успешных действий войск и сил флота на Карельском перешейке, 21 июня 1944 г, после мощной артиллерийской и авиационной подготовки при поддержке кораблей Ладожской и Онежской флотилий, перешли в наступление войска Карельского фронта в Свирско-Петрозаводской операции.
Командование фронта провело ряд мероприятий, обеспечивающих высокие темпы продвижения войск. Была спланирована высадка десанта Ладожской военной флотилией. Задача десанта заключалась в том, чтобы «высадившись в районе о. Линдоя - реки Тулокса, перерезать идущие вдоль побережья железную и шоссейную дороги, не допустить отхода противника от Олонца и подходящих резервов со стороны Видлицы и прочно удерживать захваченный плацдарм до подхода главных сил армии с юга».
Несмотря на сопротивление противника высадка десанта прошла успешно. Однако противник, подтянув резервы с севера и собрав части, отступавшие вдоль дорог с севера, попытался сбросить десант в озеро. Были отражены многочисленные, следовавшие одна за другой атаки противника. По решению Командующего Карельским фронтом, было высажено подкрепление в составе отдельной бригады морской пехоты.
Десант выполнил задачу, отразил все атаки противника, не дал ему возможности воспользоваться ни железной дорогой, ни шоссе на побережье и вынудил, оставив всю технику, совершать поспешный отход по проселочным дорогам.
27 июня войска Карельского фронт, наступавшие вдоль восточного берега Ладожского озера, соединились с десантом и совместно с ним повели наступление в северном направлении.
За боевые успехи и проявленный личным составом героизм Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.
Одновременно с началом наступления на главном направлении вдоль Ладожского озера перешли в наступление войска, расположенные на берегу Онежского озера, в направлении на Петрозаводск.
Онежская военная флотилия поддерживала артиллерийским огнем приозерный фланг сухопутных войск, осуществляла высадку десантов на путях отхода противника, чем значительно ускорила продвижение сухопутных войск вдоль берега Онежского озера.
Характерной особенностью «для боевых действий Балтийского флота и Ладожской военной флотилии является то, что они развертывались одновременно на двух операционных направлениях с перенесением основных усилий флота и Ладожской флотилии с Выборгского направления на Ладожское озеро.
Взаимодействие Онежской и Ладожской флотилий между собой, с силами Балтийского флота и сухопутными войсками явилось важным условием, обеспечивающим достижение целей операций.
К концу июля 1944 года советские войска вышли к советско-финской границе... Поставленная перед необходимостью выхода из войны, Финляндия была вынуждена прекратить военные действия».
В сентябре-октябре 1944 г войсками Ленинградского, 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов и частью сил 3-го Белорусского фронта в тесном взаимодействии с Балтийским флотом и Дальней авиацией была проведена Прибалтийская стратегическая операция (восьмой стратегический удар 1944 г.). В ходе ее были проведены Таллинская, Рижская, Мемельская и Моонзундская операции.
Балтийский флот участвовал в Таллинской и Моонзундской операциях. Основной задачей первой являлся разгром нарвской армейской группировки и изгнание флота противника из Финского залива, освобождение от врага материковой части Эстонии. Моонзундская операция, осуществленная войсками Ленинградского фронта во взаимодействии с Балтийским флотом, являлась продолжением Таллинской. Основной ее целью был окончательный разгром немецко-фашистских войск на островах Моонзундского архипелага и полное освобождение Эстонии.
В ходе этих двух операций Балтийский флот (в основном, малые корабли и катера), прикрывая первый приморский фланг наступавших войск Ленинградского фронта со стороны Финского залива от обстрелов кораблей противника, продвигался вместе с ними вдоль южного побережья залива. Высадкой тактических десантов он ликвидировал очаги сопротивления противника, последовательно очищая от него острова и отдельные пункты, такие как Кунда, Локса, Палдиски, а с выходом войск фронта на побережье Моонзунда вместе с ними подготовил и провел десантную операцию по овладению островами Моонзундского архипелага.
С выходом из войны Финляндии корабли, и в первую очередь подводные лодки, получили возможность по финским шхерным фарватерам выходить на запад для боевых действий на морских сообщениях противника в Балтийском море, а финские порты могли быть использованы для базирования наших кораблей.
В целом оперативная обстановка в Финском заливе к началу Прибалтийской стратегической операции сложилась благоприятно для наших сил, особенно с потерей немцами о. Гогланд и гогландского оборонительного рубежа.
17 сентября 1944 г. войска Ленинградского фронта после мощной артиллерийской подготовки прорвали передний край обороны на Тартусском направлении и успешно начали продвигаться на север. В ночь на 19 сентября перешли в наступление войска на Нарвском направлении.
20 сентября группа торпедных катеров Героя Советского Союза И. Я. Старостина высадила разведывательную группу морской пехоты на о. Большой Тютерс и заняла его.
21 сентября торпедные катера И. Я. Становного высадили бойцов морской пехоты в г. Кунда. После овладения им большая группа торпедных катеров под командованием капитана 3 ранга А. П. Крючкова высадила батальон морской пехоты майора А. О. Лейбовича в г. Локса, а 22 сентября морские пехотинцы с торпедных катеров, высаженные в минной гавани г. Таллинна, овладели военным портом.
Войска Ленинградского фронта 22 сентября освободили Таллинн от немецко-фашистских захватчиков.
Утром 24 сентября группа торпедных катеров Героя Советского Союза В. П. Гуманенко с бойцами морской пехоты ворвалась в бухту Палдиски, а через несколько часов десантники на тех же катерах заняли острова Пакри и Осмуссаар.
К исходу 25 сентября войска фронта, преследуя врага, очистили материковую часть Эстонии от немецко-фашистских войск и вышли на побережье Моонзунда.
В соединении торпедных катеров на митинге командир 1-го гвардейского дивизиона Герой Советского Союза С.А. Осипов сказал: “Три года назад, уходя с Моонзундских островов и из Таллина, личный состав торпедных катеров дал себе зарок жить и сражаться так, чтобы вновь сделать Таллинн и всю Эстонию свободными... Прошли тяжелые, полные испытаний годы войны против гитлеровских захватчиков. Но и в трудные минуты мы всегда повторяли: мы вернемся и в Таллинн и освободим всю Эстонию. Теперь этот час пробил, и мы выполним свой долг".
Успешные наступательные действия советских войск и Балтийского флота в Прибалтике, возвращение флоту военно-морской базы Таллинн и предоставление, по условиям перемирия с Финляндией, права использовать ее порты и базы позволило значительно расширить операционную зону Балтийского флота и перенести боевые действия флота из Финского залива на морские сообщения противника в Балтийском море.
В ходе Моонзундской операции планировалось последовательной высадкой десантов на острова Мо-онзундского архипелага очистить их от противника и, прочно удерживая острова, содействовать войскам в окружении и ликвидации группы армий «Север» в Прибалтике.
Благоприятная оперативная обстановка позволила советским войскам и флоту провести десантную операцию по захвату Моонзундского архипелага сразу же после завершения Таллинской операции.
При подготовке к операции особое внимание было уделено организации взаимодействия сухопутных войск, сил флота и авиации, согласованию вопросов поддержки, прикрытия перехода и высадки десанта.
До получения указания Командующего войсками фронта на операцию командование флота приняло решение прежде всего захватить один из островов Моонзундского архипелага - Вормси, закрывающего оба входа со стороны Финского залива в пролив Муху-Вяйн, и тем самым обеспечить переход туда катеров из Финского залива.
На рассвете 27 сентября десант морской пехоты, высаженный с торпедных катеров, под командованием капитана 3 ранга Е. В. Осецкого захватил о. Вормси. С 27 сентября силы и средства фронта, соединения и части флота начали сосредоточиваться в районах гаваней Рохюкюла, Хапсалу и Виртсу.
В ночь на 30 сентября соединение торпедных катеров (капитан 1 ранга Г. Г Олейник) с десантом из состава войск Ленинградского фронта с пристани Виртсу форсировало пролив и с боем высадило десант на о. Муху (Моон) у пристани Куйвасту. Одновременно из района Виртсу войска фронта начали переправу через пролив на амфибиях. 30 сентября ударом войск и флота о. Муху был полностью очищен от врага.
Освобождение о. Хиума (командир высадки - капитан 2 ранга Е. В. Гуськов) произошло так же быстро, как и овладение о. Муху. Успешные и дерзкие действия групп торпедных катеров (командир дивизиона -капитан 2 ранга М. А. Белуш, командиры отрядов - Герой Советского Союза В. П. Гуманен ко и В. И. Тихонов), сторожевых катеров и катеров-тральщиков, смелые действия десантных войск стрелкового корпуса (генерал-лейтенант И. П. Алферов), поддержанных авиацией фронта и флота, позволили в короткие сроки ис минимальными потерями освободить важную позицию в архипелаге.
С занятием о. Хиума была поставлена задача овладеть о. Саареама (Эзель) совместными действиями войск с о. Муху и морского десанта, высаживаемого на северное побережье острова в района Таалику. Наступавшие с о. Муху войска Ленинградского фронта при поддержке авиации к полудню 5 октября соединились с тактическим десантом и начали совместное наступление в южном и юго-западном направлениях К исходу 8 октября противник под ударами наших войск отошел на полуостров Сыр-ве, создав и усилив группировку своих войск на полуострове.
Попытка наступающих советских войск с ходу прорвать оборону на перешейке полуострова Сырве успеха не имела. Безуспешным было и второе наступление войск, предпринятое 12 октября. И лишь 18 ноября, после тщательной и всесторонней подготовки, мощного артиллерийского и авиационного ударов, войска прорвали вражескую оборону и перешли в наступление.
В результате совместных действий войск фронта и кораблей флота, на островах Моонзундского архипелага к 24 ноября противник был разгромлен и полуостров Сырве очищен от противника. Таким образом, вся территория Эстонии была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
Моонзундская десантная операция явилась в зоне Балтики самой крупной совместной операцией сухопутных войск, авиации и флота. В ней осуществлялись почти все виды оперативного и тактического взаимодействия флота, авиации и сухопутных войск. Однако не удалось избежать при этом и целого ряда просчетов, ошибок в ходе совместных боевых действий.
С изгнанием немецко-фашистских захватчиков с островов Моонзундского архипелага, имеющих большое значение на Балтийском театре, появилась возможность контролировать входы в Финский и Рижский заливы и воздействовать на фланг окруженной в приморском районе курляндской группировки войск противника.
С окончанием Моонзундской операции, силы Балтийского флота были выведены из оперативного подчинения Ленинградского фронта и переданы в подчинение Наркому ВМФ, который стал Главнокомандующим Военно-Морскими Силами.
В 1945 г, исходя из задач, поставленных Верховным Главнокомандованием, командование Военно-морского Флота и Балтийского флота начали подготовку к боевым действиям.
Трудности подготовки к предстоящим боям заключались в том, что флот, завершивший в тяжелых условиях освобождение Моонзундского архипелага, не имел возможности быстро создать новые базы в местах, приближенных к району боевых действий, а большая часть легких надводных кораблей нуждалась в длительном ремонте.
Общее наступление советских Вооруженных Сил на советско-германском фронте, в том числе и в Восточной Пруссии, намечалось на конец января 1945 г.
В конце января войска 1 -го Прибалтийского фронта на своем левом фланге перешли в наступление и при поддержке кораблей, железнодорожной артиллерии и авиации Балтийского флота уничтожили ме-мельскую группировку немецко-фашистских войск и овладели городом и портом Мемель (Клайпеда).
Одной из выдающихся операций этого периода Великой Отечественной войны была Восточно-Прусская операция, которая являлась частью общего стратегического наступления советских Вооруженных Сил.
Сосредоточив в Восточной Пруссии до сорока дивизий, гитлеровское командование любой ценой стремилось удержать ее территорию.
Разгром восточно-прусской группировки должны были осуществить войска 3-го и 2-го Белорусского фронтов. Уничтожение курляндской группировки возлагалось на войска 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов.
Балтийский флот, содействуя войскам нескольких фронтов, выполнял задачи, вытекавшие из общего стратегического плана действий на приморских направлениях:
нарушение морских коммуникаций противника и высадка морских десантов.
Общее наступление наших Вооруженных Сил на советско-германском фронте, в том числе и в Восточной Пруссии, началось в январе 1945 г.
В феврале-марте войска 3-го Белорусского фронта во взаимодействии с кораблями и авиацией Балтийского флота разгромили основные силы восточно-прусской группировки и 9 апреля штурмом овладели городом и крепостью Кенигсберг. В это время войска 2-го Белорусского фронта, взаимодействуя с частью сил Балтийского флота также блестяще провели ликвидацию группировок немецко-фашистских войск, прижатых к морю в районе (дыни и Гданьска. Войска 2-го Прибалтийского и Ленинградского фронтов, взаимодействуя с частью сил Балтийского флота, вели активные боевые действия по ликвидации войск 16-й и 18-й немецких армий, прижатых к морю на Курляндском плацдарме.
Основная нагрузка при решении этих задач легла на морскую авиацию, подводные лодки и торпедные катера.
Последним боевым эпизодом Балтийского флота в Великой Отечественной войне была высадка 9 мая морских десантов на о. Борнхольм (комдив — капитан 3 ранга Е. В. Осецкий, командир отряда разведки — Герой Советского Союза А. Н. Свердлов) и в Лиепаю (комбриг А. В. Кузьмин и комдив 1 -го гвардейского дивизиона — Герой Советского Союза С. А. Осипов).
Оценивая действия сил Балтийского флота в Великой Отечественной войне, Командующий флотом адмирал В. Ф. Трибуц писал: «Никто из нас, военных моряков старшего поколения, пожалуй, не предвидел, что тяжесть выполнения многих сложных боевых задач на закрытых театрах ляжет именно на торпедные катера... Торпедные катера на протяжении всей войны днем и ночью выходили в атаки, действовали как минные заградители, высаживали десанты... И недаром за успехи в боевой деятельности, за храбрость и мужество личного состава соединение торпедных катеров было награждено орденами Красного Знамени и Нахимова 1 степени, дивизион, прошедший всю войну, стал 1-м Гвардейским, а 11 катерников были удостоены звания Героя Советского Союза».
Таким образом, Краснознаменный Балтийский флот, участвуя в боевых действиях с первого до последнего дня войны, решал, в тесном взаимодействии с войсками фронтов, действующих на приморских направлениях, комплекс оперативно-тактических задач, основным содержанием которых было содействие войскам фронтов в оборонительных операциях на Северо-Западном направлении и нарушение морских сообщений противника на Балтийском морском театре.
Силы Балтийского флота принимали активное участие в битве за Ленинград (1941 — 1943 гг.), в Ле-нинградско-Новгородской (14 января — 1 марта 1944 г), Выборгской (10 — 20 июня 1944 г) и Свирско-Петрозаводской (21 июня — 9 августа 1944 г.) операциях, которые привели к разгрому немецких и финских войск на подступах к Ленинграду и в южной Карелии; в Прибалтийской стратегической операции и проводимых в ходе ее Таллиннской (17—26 сентября 1944 г) и Моонзундской (27 сентября — 24 ноября 1944 г.) операциях, успешное завершение которых резко изменило обстановку на всем северо-западном направлении и на Балтийском морском театре.
После заключения (19 сентября 1944 г) соглашения о перемирии с Финляндией Балтийский флот получил возможность использовать для базирования своих сил некоторые порты Финляндии, а военно-морские силы Германии были вынуждены уйти из Финского, Рижского и Ботнического заливов.
На завершающем этапе войны Балтийский флот силами авиации, торпедных катеров и подводных лодок успешно решал задачи в Восточно-Прусской (13 января — 25 апреля 1945 г) и Восточно-Померанской (10 февраля — 4 апреля 1945 г) наступательных операциях.
Моряки-балтийцы на всем протяжении войны высоко держали знамя славы и чести русских моряков, проявляя массовый героизм в боях с врагом.
Свыше 82-х тысяч балтийских военных моряков получили за свои славные боевые дела высокие правительственные награды, 174-м морякам и летчикам присвоены звания Героев Советского Союза и еще девяти балтийцам за подвиги, совершенные в годы войны, было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Более 60-ти кораблей и частей стали орденоносными, 23 — гвардейскими.
7 мая 1965 г за выдающиеся боевые заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество, проявленные личным составом флота в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Краснознаменный Балтийский флот награжден вторым орденом Красного Знамени.
С. Ж. Чухарев, капитан I ранга в отставке