[НАЗАД]

Балтийский флот от Петра I до 1917-го года

История создания регулярного Балтийского флота непосредственно связана с именем Петра 1. В эту эпоху для России одной из основных военно-политических целей было возвращение прибалтийского побережья, издревле (с 1240 г.) принадлежащего Новгороду и Пскову, и получение жизненно важного для экономики государства выхода в Балтийское море. Без наличия флота на Балтике достичь этой цели было бы практически невозможно.

Анализ мировой истории применения флотов (приморских государств мира) свидетельствовал и свидетельствует, что нация, не владеющая морской мощью или почему-либо ее утратившая, лишается вместе с тем и «права голоса» в решении мировых проблем, а с ним и уверенности в своей независимости и безопасности (в том числе и экономической).

Все это приводит к заключению, что создание регулярного флота при Петре I было логической реализацией одного из направлений государственной деятельности в развитии России.

Решение этой задачи в такой отсталой стране, как Россия, и в короткие сроки, в условиях противоборства с одной из сильнейших морских держав того времени - Швецией, упорно стремившейся противодействовать попыткам России выйти в Балтийское море и использовать его в военно-экономических целях, носило трудный и напряженный характер. Требовалась, прежде всего перестройка экономики государства.

При Петре I Российское государство, участвуя в Северной войне со Швецией (1700 -1721 гг.), на деньги, собранные у населения, интенсивно строило корабли для своего Балтийского флота (да и для Российского флота в целом).

Военно-политические цели государства в Северной войне определили предназначение создаваемого регулярного Балтийского флота: защита своих берегов и действия в прибрежных водах (что вызвало необходимость строительства специального галерного флота); борьба с флотом противника в открытом море (что вызвало необходимость строительства корабельного парусного флота).

Начало создания Балтийского флота было положено закладкой первых кораблей на судостроительной верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро, и на Олонецкой верфи (Лодейное поле на реке Свирь) в 1702 - 1703 гг. Уже 7 мая (18-го по новому стилю) 1703 г. флотилия из 30-ти лодок с двумя ротами солдат Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I одержала в абордажном бою первую победу над шведскими кораблями «Гедан» и «Астрильд» в устье реки Невы. Это была величайшая моральная победа русских войск и флота над сильнейшим противником. Все участники боя были награждены медалями с надписью «Небываемое бывает»: офицеры - золотыми, солдаты - серебряными.

7 (18) мая 1703 г. считается Днем рождения Балтийского флота.

Именно Петр 1 стал инициатором системного подхода к созданию Балтийского флота, предусматривавшего: определение предназначения флота - исходя из военно-политических и экономических целей государства; определение задач флота — исходя из его предназначения; комплексный подход к строительству кораблей, вооружения, баз, судоремонта, укрепленных районов — исходя из задач флота, физико-географических условий плавания;

обоснование состава и организационной структуры флота — исходя из задач флота и состава ВМС противника.

В ходе Северной войны на Балтике был создан регулярный Балтийский флот, включавший: более шестисот кораблей различных классов парусного и галерного флота, вооруженных гладкоствольной корабельной артиллерией и абордажными атрибутами; развитую систему судовых верфей — на реке Сясь, Олонецкую, в г. Санкт-Петербурге; систему базирования (в Санкт-Петербурге, Ревеле, Выборге, Або, Гельсингфорсе); крепости — Петропавловская и Кронштадтская (для защиты Санкт-Петербурга с моря); морскую пехоту.

Основными формами боевого применения сил Балтийского флота в Северной войне были морские сражения и бои с кораблями противника в прибрежных водах, а также действия флота по поддержке с моря армии при осаде береговых укреплений, высадке десантов и борьбе с десантами,

Тактика применения сил флота и армии (из-за отсутствия теории ведения боевых действий на море) в Северной войне во многом зависела от индивидуальности и оригинальности тактического мышления таких талантливых флотоводцев, как генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, контр-адмирал Петр Михайлов (Петр I), капитан 2 ранга Н. А. Сенявин, генерал М. М. Голицин. Поэтому исключительно важное значение в зарождении теории применения Балтийского (Российского) флота имел Морской Устав, изданный в 1720 г. под руководством Петра I. В Уставе было указано, что «всякий потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». В этом был выражен основной принцип военной науки прошлых лет и настоящего времени — единство армии и флота.

Блестящие победы созданного Петром I Балтийского флота в Гангутском (1714 г.), Эзельском (1719 г) сражениях и Гренгамском бою (1720 г.) вынудили шведов перейти к защите собственной территории от русских десантов. В результате Швеция, чья экономика была полностью расстроена войной, вынуждена была подписать с Россией Ништадский мир в 1721 г., по которому Россия вернула себе обширное прибалтийское побережье и получила жизненно необходимый выход в море — «окно в Европу». Россия стала морской державой.

После смерти Петра I (в 1725 г.) последовала серия дворцовых переворотов. Руководству России судьба флота была почти безразлична. Балтийский флот начал приходить в упадок, так как, во-первых, с 1725-го по 1741 г. Россия на Балтике не вела боевых действий, во-вторых, участие Балтийского флота в русско-шведской войне 1741 — 1743 гг. было ограничено его использованием только в целях перевозки сухопутных войск морем.

В годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741 — 1761) изменился взгляд руководства государства на предназначение Балтийского флота. В ходе Семилетней войны (1756 — 1763 гг.) формы оперативного применения сил флота получили свое дальнейшее развитие, прежде всего при решении задач поддержки приморского фланга наступающей в Восточной Пруссии русской армии. Силами Ревельской и Кронштадтской эскадр в союзе с военно-морскими силами Швеции были проведены блокадные действия Проливной зоны Балтийского моря (с целью недопущения английской эскадры в Балтийское море) и Прусского побережья (для срыва воинских перевозок Пруссии и обеспечения своих воинских перевозок).

В 1760 г. на вооружение Балтийского флота поступили новые артиллерийские орудия «Единороги», что позволило значительно повысить огневую мощь и эффективность корабельной артиллерии.

Новый курс правительства Екатерины II, предусматривающий выход России в Черное море, активизировал развитие и подготовку Балтийского флота. В ходе русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг. императрица Екатерина II направилa в Средиземное и Эгейское моря первую Архипелагскую экспедицию в составе пяти эскадр Балтийского флота под командованием адмирала Г. А. Спиридова для действий на турецких коммуникациях, нанесения ударов по приморским гарнизонам и отвлечения части сухопутных и морских сил Турции с Дунайских и крымских направлений.

Впервые в ходе военных действий было организовано оперативно-стратегическое применение и взаимодействие русской армии под командованием генерал фельдмаршала П. А. Румянцева и

Балтийского флота на разобщенных театрах военных действий (Дунайском театре и Средиземном море).

Уровень подготовки командования и кораблей эскадр Балтийского флота с учетом требований Морского Устава позволил им совершить успешное плавание (межтеатровый маневр) из Балтийского в Средиземное море вокруг Европы и в течение нескольких лет вести активные боевые действия на морском театре, удаленном на тысячи миль от своих баз снабжения, в непривычных климатических условиях.

Блестящие победы Балтийских эскадр в Чесменском (1770 г) и Патрасском (1772 г.) морских сражениях, блокадные действия в проливе Дарданеллы и морских сообщений Турции в Средиземном море способствовали заключению Кючук-Кайнарджийского мирного договора, согласно которому Черное и Азовское моря и Черноморские проливы были отданы для русского торгового мореплавания. В период последующих войн правительство Екатерины II, несмотря на сложную экономическую обстановку, изыскало средства для интенсивного строительства кораблей для Балтийского и Черноморского флотов. В частности, для Балтийского флота за период с 1775-го по 1791 г. было построено: 36 линейных кораблей, 26 фрегатов, 288 галер, организационно сведенных в три эскадры (Кронштадтскую, Ревельскую и Копенгагенскую), и гребную флотилию. Это позволило России в ходе русско-шведской войны 1788—1790 гг. одержать победы в Голландском (1788 г), Ревельском (1790 г.) и Выборгском (1790 г.) морских сражениях, в Эландском, Роченсальмском, Ревельском и Красногорском морских боях и окончательно утвердить свое господство на Балтийском море.

В период между войнами (1763-1768 гг., 1774-1788 гг., 1790-1796 гг.) Екатерина II направляла эскадры Балтийского флота для патрулирования в интересах защиты торговых коммуникаций России от Нордкапа до Черного моря. Это была новая форма оперативного применения Балтийского флота в обеспечении внешнеполитических интересов России в мирное время — военное присутствие флота в стратегически важных для России районах Мирового океана.

Межтеатровый маневр сил Балтийского флота как форма его оперативно-стратегического применения на Средиземноморском театре в последующем использовался во Второй Архипелагской экспедиции под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг. и Третьей Архипелагской экспедиции под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

После Екатерины II, практически до 1830 г. (кроме эскадры Л. П. Гейдена) резко сократилось плавание, а также строительство кораблей для Балтийского флота. Новые тенденции мирового кораблестроения в России не были должным образом оценены и учтены. В России продолжали считать парусный флот основой боевой мощи на море, в то время как Англия и Франция приступили с 1800 г. к строительству парового броненосного флота.

Только начиная с 1832 г., медленная эволюция кораблестроения и вооружения, характерная для периода парусного флота, сменилась бурным развитием средств ведения борьбы на море и строительством парового броненосного флота в России.

Паровой двигатель, железное судостроение, броня обусловили поступление на Балтийский флот:

минного оружия (1832г.), парусно-паровых кораблей (1836 г.), броненосных кораблей (1861г.), нарезной артиллерии (1867г.), торпедного оружия (1876г.), носителей минного оружия и подводных лодок (1880 г.), радиотелеграфной связи (1895г.), тральщиков (1910г.), летательных аппаратов (1911г.), зенитной артиллерии (1915г.).

Появление на Балтийском флоте минного оружия открыло новые возможности в развитии морской тактики и военно-морского искусства в целом. Впервые в мире эффективность минного оружия для блокирования действий надводных сил противника была продемонстрирована в ходе Крымской войны (1853-1856 гг.) на Балтийском флоте (Командующий флотом - адмирал Ф. М. Новосильский). В 1854 г. Англия и Франция, вступив в войну против России, направили в Балтийское море объединенную эскадру (72 вымпела), а в 1855 г. - 101 вымпел, с целью уничтожения Кронштадта и захвата Санкт-Петербурга. Для срыва замысла противника, по решению командования флота, на подходах к Кронштадту, Ревелю и Свеаборгу были созданы минно-артиллерийские позиции. Подрыв четырех кораблей противника на минах в районе Красной Горки вынудил командование объединенной эскадры противника отказаться от захвата столицы России. Таким образом, Балтийским флотом, в условиях подавляющего превосходства флота противника, была решена стратегическая задача — защита столицы государства и сохранения флота. Такой опыт применения сил Балтийского флота, с учетом реалий сегодняшнего дня, более чем актуален.

В 1863 г. в России была принята первая программа строительства броненосных кораблей береговой обороны. Однако внешнеполитическая обстановка потребовала строительства кораблей, способных вести активные действия вдали от своих берегов, чтобы применить флот как действенный инструмент внешней политики в мирное время: «флот — длинная рука политики». Примером тому может служить направление в сентябре 1863 г. из России в США двух эскадр: в Нью-Йорк из Кронштадта — эскадры Атлантического океана под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского и в Сан-Франциско — Тихоокеанской эсминец под командованием контр-адмирала А. А. Попова. Цель направления эскадр — действия на морских сообщениях Англии и Франции в случае их вступления в войну с Россией и демонстрация солидарности с Северными Штатами Америки в их борьбе против рабовладельческого Юга, поддерживаемого Англией и Францией. В результате война коалиции Англии, Франции и Австрии против России была предотвращена, интересы России в Европе защищены.

Исходя из опыта использования сил флота у берегов Америки, вторая судостроительная программа России 1872 г. предусматривала уже строительство океанского броненосного флота. Третья судостроительная программа, npинятая в 1881 г. — на 20 лет, предусматривала развитие броненосного флота и подводных сил. Флот становился разнородным. Вместе с тем, бурное развитие вооружения и техники во второй половине века опережало развитие таких использования. Формы и способы ведения действий на море отставали от возможностей, которые могли быть достигнуты уровнем новой боевой техники. Проектирование техники и вооружений шло без учета их боевого npименения, не было единства взглядов на применение разнородных сил и единого органа управления силами флота. В результате Балтийский флот к концу XIX века характеризовался большой разнотипностью кораблей (эскадренных миноносцев — 4 типа, крейсеров - 6 типов и т. д.). Отсутствие элементарной унификации техники и оружия исключало какую-либо взаимозаменяемость узлов и деталей на кораблях.

Развитие теории тактического применения и управления броненосными соединениями началось на Балтийском флоте с 1873 г. разработкой передовыми адмиралами Г. Н. Бутаковым, С. О. Макаровым и другими ряда руководящих теоретических документов. Среди них: «Новые основания пароходной тактики» (1863 г.); «Тактика применения, основы маневрирования броненосных сил и кораблей» (1867 г.); «Инструкция для похода и боя» (1877 г.); «Теория непотопляемости и борьбы за живучесть» (1872 — 1876 гг.); «Теория и практика применения минного оружия» (1890 г.); «Рассуждения по вопросам морской тактики» (1897 г.) и другие. Эти труды предусматривали применение сил флота в форме активных систематических действий — как суммы боев для решения отдельных тактических задач, создающих условия для успешного морского сражения главных сил. Однако из-за инертности Морского министерства, придерживавшегося «оборонческих» взглядов, новые теоретические положения по оперативному применению броненосного флота не нашли практического воплощения на флотах России. Японцы же все эти документы воплотили в жизнь, как в ходе китайско-японской войны (1894 — 1895 гг.), так и в ходе русско-японской войны (1904 — 1905гг.).

Поражение в русско-японской войне заставило правительство императора Николая II принять решительные меры по выработке новых взглядов на строительство и применение флота России. Наступил очередной этап возрождения Балтийского флота и флота России в целом.

В 1906 г. в составе Морских сил Балтийского моря появился подводный флот, был сформирован Первый отряд минных крейсеров, который приступил к несению боевого дежурства в Балтийском море в форме крейсерства на параллели Виндавы (Вентспилса).

В 1908 г Морской Министр И. М. Диков проблему выработки концепции возрождения Балтийского флота (по сути — флота России) возложил на специально созданный орган «Особое совещание» с участием передовых адмиралов и начальников центральных управлений Морского Министерства. Анализируя развитие флота России за многие годы и причины опрометчивых решений при его строительстве, совещание пришло к выводу: «Морская сила государства вырастает медленно и не терпит в направлении своего развития скачков и перерывов, и что поэтому, дабы ускорить рост, нужен прежде всего стройный, предусматривающий ее развитие на десятки лет вперед, план ее создания. Строить важно не отдельные корабли, а сразу целый тактический организм — эскадру». Используя современную терминологию, речь шла о создании сбалансированного флота. В результате работы совещание представило правительству Николая II программу «ускоренного судостроения» (1912-1916 гг.), предусматривающую строительство эскадры для Балтийского флота (4-х линейных кораблей, 4-х броненосных крейсеров, 4-х крейсеров, 36-ти миноносцев и 12-ти подводных лодок).

По проблемам применения флота в 1908 г. в Морском Генеральном штабе впервые было определено понятие «операция» применительно к силам флота. Она определялась как совокупность стратегических и тактических действий, направленных на достижение какой-либо одной частной задачи данной войны и завершаемых обыкновенно крупным боевым столкновением сторон. Для планирования операций, как совокупности действий разнородных группировок сил флота по единому замыслу и плану, а также подготовки сил флота к решению задач в войне, возникла необходимость создания на флотах оперативного органа управления. Поэтому 18 июня (1 июля по новому стилю) 1908 г. Указом императора Николая II на Балтийском флоте был сформирован штаб начальника Морских Сил Балтийского моря — как орган по управлению жизнью и деятельностью флота, выработке и обоснованию, исходя из политики и экономики государства, основ оперативного применения и строительства флота, подготовки его к войне. Начальником Морских Сил Балтийского моря был назначен контр-адмирал Н. 0. Эссен (командир Первой минной дивизии флота), начальником штаба — капитан 1 ранга К. В. Стеценко (командир броненосного крейсера «Рюрик»).

Разработанный штабом флота «План операций Морских Сил Балтийского флота на случай европейской войны» был утвержден императором Николаем II в 1912 г. План предусматривал решение по единому замыслу задач обороны побережья разнородными силами флота (подводные лодки, надводные корабли, авиация, береговая артиллерия), с широким применением минного оружия путем разгрома противника на минно-артиллерийских позициях.

К началу первой мировой войны Балтийский флот был воссоздан заново и готов выполнять оборонительные задачи побережья совместно с сухопутными войсками. В ходе первой мировой войны (1914-1918 гг.) на Балтийском флоте получила развитие теория и практика минной войны в форме активной морской минно-заградительной операции флота, предусматривающей «скрытной постановкой мин отдельными банками в обширном районе создать видимость массированного их применения с целью затруднения боевой деятельности германского флота и срыва его морских перевозок для экономической блокады Германии». В результате активных минно-заградительных действий была достигнута блокада германского военного и торгового флотов (1914 — 1915 гг.). Из числа общих потерь, нанесенных германскому флоту на Балтийском море силами БФ, приходилось: на долю мин — 58 проц., подводных лодок — 17, надводных кораблей — 11, авиации — 6, по другим причинам — 5 проц.

Революция 1917 г., последовавшие после революции гражданская война и иностранная интервенция, привели к фактической утрате военного флота России. Вновь были преданы забвению многие формы оперативного применения флота. Страна в очередной раз утратила статус великой морской державы.

В. Г. Егоров, адмирал;

Б. Р. Домбровский, контр-адмирал;

В. П. Щеголев, капитан 1 ранга в запасе

Hosted by uCoz