Русская православная церковь и флот России
Начало XVIII века в истории Отечества ознаменовалось коренными преобразованиями Петра 1 во всех областях государственной жизни, и в первую очередь в военной сфере. Россия встала на путь создания регулярной армии и флота.
Для того чтобы вооруженные силы могли успешно решать поставленные перед ними задачи, необходимо было принять ряд коренных мер по их преобразованию и укреплению. В качестве одной из таких мер государство видело организацию духовно-нравственного воспитания воинства. На практике это должно было выразиться в создании определенного органа религиозно-нравственного воздействия на солдат и матросов, который комплектовался бы из священнослужителей Русской православной церкви. Появление института православного духовенства на флоте, который явился важной составной частью военной организации Российского государства, было предопределено не только сказанным. Этому предшествовали определенные предпосылки.
Основные из них следующие: признание светской властью позитивной роли Русской православной церкви в решении задач военного строительства; создание регулярного российского флота; необходимость постоянного духовного воздействия на экипажи кораблей в условиях длительного отрыва от берега; опыт деятельности духовенства на флотах иностранных государств, а также в русской армии.
Большую роль в образовании ведомства военно-морского духовенства сыграло признание государством заслуг Русской православной церкви в решении задач военного строительства.
Православное духовенство содействовало светской власти в военной сфере по следующим направлениям.
Во-первых, Русская православная церковь осуществляла духовно-нравственное и патриотическое воспитание воинов. В основе деятельности духовенства в данном направлении лежали христианские взгляды на сущность войны, армии и участие в войне христианина. Русская православная церковь относилась к войнам как к проявлению первородного человеческого греха. Война - это крайнее средство разрешения имеющихся противоречий и наказания неправедных людей. Церковь благословляла воинство на борьбу с большим злом, неправдой и на войну, которая была необходима для спасения Отечества, вместе с тем она осуждала войны хищнические и захватнические. Русская Православная Церковь и народ почитали ратное дело как дело, поистине священное. Духовенство называло воинство «христолюбивым», вкладывая в это понятие как уважительный, так и назидательный смысл. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», - говорится в Библии(Иоанн. XV, 13).
Воин-христианин, погибший в бою за Веру и Отечество, обеспечивал себе вечное блаженство в Царстве Божьем, так как его смерть приравнивалась к «мученичеству», к смерти за Христа.
Важными формами духовно-нравственного воспитания воинов были благословение русского воинства на битвы со стороны представителей Русской православной церкви, приобщение воинов к молитве Богу, личный пример, показываемый духовенством в борьбе с иноземными захватчиками, приведение воинов к присяге.
Во-вторых, Русская православная церковь оказывала помощь государству в комплектовании вооруженных формирований.
Если в начальный период взаимной деятельности церкви и государства духовенство выделяло из своих рядов представителей в русское войско добровольно, то, начиная с середины XVI века, церковь была обязана выделять людей, исходя из меры службы с земли.
В указанный период Русская православная церковь являлась крупным землевладельцем в государстве и со своих земель выделяла людей для военной службе.
Так, 15 июня 1657 года был издан именной указ царя Алексея Михайловича «О сборе с Новгородского и прочих уездов, с монастырских и церковных вотчин и крестьян пятого человека для службы в пешем строю на время».
На основе данного указа с Патриарших, Митрополичьих вотчин, монастырей и церквей Русской православной церкви в течение последующего года на военную службу было набрано 3900 человек.
13 июля 1710 года последовал еще один именной указ, объявленный из приказа Военный дел, «О наборе в матросы молодых людей с поместий и вотчин в окрестности Москвы на расстоянии 100 верст, с 25 крестьянских дворов по человеку». Петр I повелел набрать из указанных мест молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет в количестве 1200 человек и выслать их немедленно в Санкт-Петербург. Помимо Москвы, а также смежных городов, которые находились в 100 верстах от нее, в качестве административных единиц для выделения людей для службы матросами были Патриаршие, Архиерейские, монастырские вотчины и церкви.
Кроме выделений из своих владений людей для военной службы в ряде случаев Русская православная церковь создавала собственные вооруженные формирования, которые порой влияли на исход сражения.
Так например, в июле 1471 года 40-тысячная новгородская рать потерпела поражение от 10-тысячного авангарда великокняжеского войска Ивана III под руководством воеводы князя Д. Д. Холмского. Одной из причин полного разгрома новгородцев было то, что полк владыки Феофила отказался воевать против великокняжеских войск. Воеводы конного архиепископского полка объясняли это тем, что они посланы против псковичей - союзников Москвы.
В силу особого статуса церкви, служители которой не имели право носить оружия, помощь государственной власти в комплектовании войска со стороны духовенства была большей частью опосредованной, и только в годы тяжелых испытаний для Отечества священнослужителям разрешалось браться за оружие.
В-третьих, духовенство Русской православной церкви материально помогало русскому воинству.
Деятельность духовенства по оказанию материальной помощи войску строилось по двум направлениям: организация сборов и пожертвований; содержание собственных вооруженных формирований как части общероссийского войска.
Пользуясь тем, что в пределах церкви были накоплены значительные земельные, людские и денежные ресурсы духовенство делало все от него зависящее, чтобы Русь и ее воинство крепли не только духовно, но и материально.
Так, например, в середине XVII века с целью уменьшения издержек на содержание русского войска монастыри брали на прокорм драгунских коней.
Одной из форм материальной помощи Русской Православной Церкви русскому воинству являлось содействие государству в выкупе пленных.
Это было законодательно отражено в главе VIII «Об искуплении пленных» Уложения 1649 г. Алексея Михайловича. В частности, в ней говорилось, что Патриаршие, Митрополичьи, Архиепископские, Епископские и монастырские вотчины с каждого двора выделяют по 4 копейки на сбор по выкупу пленных воинов.
Яркими примерами содержания собственных вооруженных формирований являлись монастыри. Соловецкий монастырь в середине XVII века имел свое небольшое стрелецкое войско, в состав которого входила флотилия, предназначенная для ведения боевых действий на прибрежных площадях.
Таким образом, признание заслуг Русской православной церкви в оказании помощи государству в создании вооруженных сил явилось важной причиной для того, чтобы светская власть смогла прибегнуть к помощи церкви для образования органа духовно-нравственного воспитания экипажей кораблей создаваемого регулярного Морского флота.
Создание регулярного российского флота оказало значительное влияние на процесс образования института морских священнослужителей.
Ведя многочисленные войны с врагами, государственные руководители осознавали необходимость создание сильного военного флота, который отстаивал бы интересы России на море. Однако, впервые мысль о создании регулярного российского флота в практическую плоскость стал проводить Петр I.
Исторический указ Боярской Думы «Морским судам быть», принятый 20 октября 1696 года по настоятельному требованию Петра I, начал официальное летоисчисление истории флота России.
Наряду с государством Русская православная церковь приняла участие в строительстве кораблей флота. Согласно именному указу об особой «корабельной повинности» духовенство обязывалось построить по одному кораблю с каждый 8 тыс. дворов. К 1699 году церковь построила 19 кораблей.
Определенную роль в создании флота сыграла деятельность приморских монастырей Русской православной церкви по охране водных рубежей России. Монастыри явились прообразами тех морских городов, в которых были созданы военно-морские базы, и оказали существенное воздействие на формирование института флотских священнослужителей.
Создание регулярного военного флота, деятельность приморских монастырей по охране побережий диктовали Петру I и его окружению необходимость образования специального института, который занимался бы духовно-нравственным воспитанием экипажей кораблей.
Среди предпосылок создания органа духовно-нравственного воспитания на флоте в числе основных была необходимость постоянного религиозного воздействия на экипажи кораблей в условиях длительного отрыва от берега.
Данное положение объяснялось тем, что по мере строительства флота, решения задачи выхода к Балтийскому морю правительство начинает строить корабли, которые могли бы вести длительные боевые действия с неприятелем в удаленных театрах военных действий. Это были усовершенствованные большие многопушечные суда с экипажами, состоящими из несколько сотен человек. Так, на линейном корабле «Полтава», построенном в 1715 году, при наступательных действиях положено было иметь 460 человек, а при оборонительных -300 человек.
Большая численность экипажей кораблей, длительный отрыв от родных берегов, напряжение боевых действий, монотонная корабельная жизнь требовали духовной подпитки. , Институт морского духовенства как представитель Русской православной церкви на флоте должен был по замыслу Петра I ! решить проблему религиозно-нравственного воздействия на воинство, наполнить его действия по защите водных рубежей России особым патриотическим и нравственным содержанием.
Не менее важной предпосылкой создания института морских пастырей в России явилось наличие опыта деятельности аналогичных структур на флотах иностранных государств и в русской армии.
К концу XVII века Англия, Голландия, Испания, Франция накопили большой опыт в морском деле, в том числе и в области духовно-нравственного воздействия на экипажи кораблей со стороны священнослужителей,
В целях принятия всего того, что накопил иностранный опыт в морском деле, в марте 1697 года из России за рубеж отправилось Великое посольство во главе с Петром I. Впоследствии практика командирования своих представителей для обучения за рубежом получила дальнейшее развитие.
Отдавая дань уважения иностранным мастерам, которые умели строить и управлять кораблями, Петр I прекрасно осознавал, что очень многое в бою зависело от силы духа тех людей, которые составляли экипажи судов флотов иностранных государств. Воспитанием религиозно-нравственных качеств моряков занимались специальные служители церкви, опыт де ятельности которых требовал самого пристального изучения.
Известно, что уже в XVI веке в Англии и во Франции существовал институт флотского духовенства. Отцы церкви этих стран при содействии светских властей уделяли пристальное внимание духовному состоянию морской паствы, отдавая предпочтение присутствию на корабле священнослужителя, нежели доктора. На больших кораблях представителей духовенства даже было несколько. Например, на французском линейном корабле «La Corone» (первая половина XVII в.) были два священника и три монаха.
Определенное воздействие на формирование института флотского духовенства оказал процесс создания подобной структуры в русской армии.
Факт службы полкового священника был зафиксирован во времена правления царя Алексея Михайловича (1645-1676). Окончательно статус, права и обязанность священников в русской армии были определены 30 марта 1716 года в «Уставе воинском». Впервые в нем была введена глава «О священнослужителях».
Внимательное изучение опыта деятельности духовенства на флотах иностранных государств и в русской армии позволило Петру I и его окружению создать хороший задел при образовании органа духовно-нравственного воспитания экипажей кораблей российского флота.
Определенным фактором при создании института православного морского духовенства явилась служба на российском флоте иностранных военных специалистов, исповедовавших другую религию.
Так, в период 1687 по 1698 год на службу в российский флот было призвано 700 человек из Голландии, Англии, Германии и Венеции. Государство было обеспокоено тем фактом, что иностранцы, исповедуя другую религию и занимая ключевые посты на кораблях русского флота, могли потеснить позиции православной веры, которую исповедовало большинство простых матросов. Чтобы этого не произошло, правительство решило прибегнуть к помощи Русской православной церкви, служители которой, находясь на кораблях флота, следили бы за чистотой православной веры.
Поворотным моментом создания института флотского духовенства явилось издание Петром I в апреле 1717 года указа: «В российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников».
В ходе зарождения и функционирования института православного флотского духовенства в эпоху парусных кораблей можно отметить следующие особенности и закономерности.
Среди основных особенностей можно выделить: система управления флотским духовенством складывалась обособленно от епархиальных властей, в чем главное отличие от складывающейся системы управления духовенством в русской армии; вся полнота власти при назначении, увольнении, определении прав и обязанностей морского духовенства до 1721 года принадлежала Александро-Невской лавре. При этом была велика роль фигуры Феодосия Яновского, настоятеля лавры. После учреждения в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода управление флотским духовенством перешло к нему; государственная поддержка авторитета судового священника, что законодательно было закреплено в первом Морском устав 1720 года; на характер деятельности морских пастырей влияла специфика флотской службы.
В качестве закономерностей в деятельности института морского духовенства можно выделить: назначение лучших представителей Русской православной церкви для службы на флоте; четкую служебную регламентацию взаимоотношений между начальствующим и подчиненным духовенством. Эти закономерности проявлялись как на этапе парусного, так и броненосного развития кораблей.
Первыми документами, которые определили статус, права, обязанности и материальное положение флотских священнослужителей, были Морской устав, утвержденный 13 января 1720 года, и «Пункты о иеромонахах, состоящих при флоте», утвержденные 15 марта 1721 года.
Согласно этим документам во главе флотского духовенства ставился начальный священник, который впоследствии стал именоваться обер-иеромонахом, ему подчинялись иеромонахи кораблей и духовенство морских храмов.
Первым обер-иеромонахом российского флота 8 января 1724 года был назначен Иустин Рудзенский, обер-иеромонах Ревельской эскадры.
Были определены задачи, стоящие перед флотским духовенством парусного этапа развития кораблей, которые обусловили обязанности морских пастырей. В их число входило:
духовно-религиозное обслуживание экипажей кораблей; забота о больных и раненых; личный пример правильного Христианского жития.
Материальное положение морских пастырей характеризовалось как удовлетворительное и было сравнимо с положением среднего звена флотских офицеров того периода.
Определенные изменения произошли в структуре флотского духовенства во времена правления Павла 1 (1796-1801). Эти изменения выразились в окончательном обособлении морского духовенства от епархиального в 1800 году; введении должности полевого обер-священника армии и флотов, который стал во главе армейского и флотского духовенства;
создании системы обучения и подготовки духовенства для службы в армии и на флоте; учреждении института благочинных, должности которых стали вводится на флотах и эскадрах вместо обер-иеромонахов.
Начиная с 1853 года, т. е. в эпоху броненосного этапа развития флота, происходило дальнейшее становление и поиск своего места в структуре органов военного управления института флотского духовенства.
Важной вехой в развитии ведомства морских пастырей стало принятие в 1890 году «Положения об управлении церквами и духовенством военного ведомства».
Согласно этого документа начальствующее лицо над всем военным духовенством стало называться протопресвитером военного и морского духовенства.
Сосредоточение руководства военным и морским духовенством в руках протопресвитера, определение статуса соборов и церквей, находящиеся в его ведомстве, позволили значительно улучшить религиозно-нравственное и патриотическое воспитание личного состава.
По мере роста задач, стоящих перед флотом, усложнения конструкций кораблей и улучшения их вооружения, возрастания напряженности боевых действий были пересмотрены и уточнены обязанности флотских священнослужителей.
В период броненосного развития флота в их число входило: духовно-религиозное просвещение личного состава;
воспитание морально-психологических качеств, необходимых воинам в бою; проявление заботы со стороны руководства духовенства армии и флотов о социальной защите рядовых священнослужителей;
распространение основ православия среди иноверцев; борьба с нравственными пороками среди личного состава.
По сравнению с парусным этапом развития института морских пастырей броненосный этап охарактеризовался значительным расширением задач и обязанностей флотских священнослужителей.
События Первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции ускорили падение самодержавие и поколебали позиции Русской православной церкви как в обществе, так и в армии и на флоте. После перехода власти 25 октября 1917 года к большевикам фактически был вынесен приговор деятельности церкви. В январе 1918 года на имя Морского министра была получена телеграмма в которой был помещен приказ по Морскому ведомству № 83 об окончании существования института флотского духовенства.
Таким образом, на этапе броненосного флота институт морского духовенства приобрел окончательный вид, состоя из высшего руководства, флотских и эскадренных благочинных, корабельных священников, священнослужителей береговых учреждений флота и настоятелей морских храмов. Задачи и обязанности морского духовенства менялись под влиянием объективных исторических условий и в целом способствовали религиозно-нравственному воспитанию личного состава флота.
Доминирующей задачей в деятельности института флотского духовенства в рассматриваемый период было духовно-нравственное воспитание, главной целью которого являлось формирование у морского воинства высоких религиозно-нравственных качеств.
Духовно-нравственное воспитание личного состава осуществлялось флотскими пастырями по следующим направлениям: распространение среди моряков общечеловеческих ценностей, основанных на христианских идеях; формирование у моряков сознательного отношения к выполнению воинского долга; личный пример правильного христианского поведения в бою, повседневной деятельности и быту.
Важную роль в организации духовно-нравственного воспитания воинов играли руководителей военного и морского духовенства. Так, обер-священник армии и флотов Г. И. Мансветов (1827-1832) внес большой вклад в пропаганду идей гуманизма среди масс воинов, главный священник армии и флотов В. И. Кутневич (1832-1865) предпринял ряд мер по улучшению преподавания Закона Божьего в частях и на корабля, главный священник Главного штаба, гвардейского и гренадерского корпусов В. Б. Бажанов (1849-1883) явился инициатором создания церковных библиотек.
При распространении среди морского воинства общечеловеческих ценностей, основанных на христианских идеях, священнослужители стремились охватить своим влиянием все категории военнослужащих.
Формируя у моряков сознательное отношение к выполнению воинского долга, флотские пастыри пытались дойти до каждого военнослужащего, учитывая его индивидуальные особенности.
Не менее важным направле нием в деятельности морских священнослужителей была работа по патриотическому воспитанию моряков, основанная на укреплении и пропаганде лучших флотских традиций. Осознавая, что традиции это тот мостик, который прочно связывает настоящее с прошлым, представители института флотского духовенства использовали различные формы для внедрения в повседневную практику корабельной жизни. Многочисленные подвиги священнослужителей, которые личным примером на поле брани вдохновляли воинов на борьбу с врагом, забота о памяти погибших, создание здорового нравственного климата в коллективе, поддержание принципа единоначалия, укрепление воинской дисциплины способствовали тому, что, во-первых, морские пастыри наряду с офицерами стали носителями флотских традиций, а во-вторых, сами вписали не мало ярких страниц в героическую летопись флота. Достаточно привести пример, что из 200 священнослужителей - участников Крымской войны (1853-1856) -2 пастыря были награждены офицерским крестом Св. великомученика Георгия Победоносца 4-й степени, 5 лиц - золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества, 29 - золотым наперсным крестом Святейшего Синода, 8 - орденами Св. Владимира 3-й и 4-й степени, 17 -орденом Св. Анны 2-й степени, 38 - орденом Св. Анны 3-й степени, 74 лица были награждены духовными наградами: набедренниками, скуфьями и камилавками, серебряными и бронзовыми медалями. Кроме того, получили серебряные медали за защиту Севастополя 3 отца-диакона и 4 псаломщика. Много примеров героических подвигов флотских священнослужителей хранят исторические документы времен русско-японской войны 1904-1905 годов.
В ходе патриотического воспитания личного состава зародились традиции собственно военно-морской религиозной работы:
- нельзя отправлять в бой или поход корабль без священника и судовой церкви;
- участие командиров, офицеров совместно с нижними чинами в богослужениях;
- перед боем священник обязан был отслужить молебен;
- забота о том, чтобы в среде корабельных священников были наиболее достойные;
- уважение к представителям других вероисповеданий;
- устройство в морских храмах музеев хранения воинских реликвий, установление мраморных досок в память о погибших;
- в бою священник должен находиться рядом с доктором на перевязочном пункте; присвоение имен православных святых кораблям флота;
- устройство при морских храмах обществ помощи бедным, церковно-приходских школ;
- проведение торжественных религиозных церемоний при победах, праздниках, закладках храмов, кораблей; особые условия при проведении богослужений на корабле - совершались только в судовой церкви или на шканцах, запрещались работы, поднимался особый флаг;
- почитание святого Николы-чудотворца как покровителя и защитника русских моряков.
А.М. Кузнецов, капитан 2 ранга.