[НАЗАД]

Профессиональному военному образованию России - 300 лет

После первых неудачных военных действий в Северной войне молодой русский царь Петр Алексеевич предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов в различных отраслях государственного и практического значения. Осознавая всю важность образования для развития Российского государства, Петр 1 понимал, что только с помощью создания школ различного типа могли появиться высококлассные профессионалы, так необходимые стране: моряки, техники, полководцы, вообще военные и гражданские специалисты, чиновники.

Заботясь об укреплении флота, Петр издал в 1701 году указ об учреждении в Москве первой в России школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростью искусств учения». Датой основания Школы следует считать Высочайший Указ Императора Петра I от 14 января 1701 года (по ст. ст.), или 25 января по н. ст.

Для преподавания в Школе в Россию был приглашен математик, астроном и знаток морских наук профессор Абердинского университета Г. Фарварсон, который остался в России до конца жизни и изучил русский язык.

Им написаны на русском языке книги по математике, геодезии, картографии, астрономии, и по праву он может быть назван первым русским профессором математики. В числе преподавателей Школы был и Леонтий Филиппович Магницкий. В 1703 году им был написан знаменитый учебник «Арифметика», в котором давалось изложение арифметики, приложение арифметики и алгебры к геометрии, понятие о тригонометрических вычислениях и таблицах. Учебник был в употреблении свыше 50 лет, и по этой книге учились все русские моряки того времени. Книга явилась учебником нового направления и в то же время была связующим звеном с русской физико-математической литературой XVII столетия. Этот учебник вызвал интерес к изучению математики у М. В. Ломоносова.

По времени возникновения Школа была первым и самым крупным в Европе учебным заведением реального типа. К обучению принимались подростки и юноши от 12 до 20 лет всех сословий, кроме крепостных крестьян. Нуждающиеся находились на полном государственном обеспечении. Заведовавший школой А. А. Курбатов в 1703 году писал: «Повелением Его Величества московские школы умножаются. В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют». В ней начинал работать талантливый русский механик А. Мартов, изобретатель первого в мире токарного станка с суппортом. Практические классы постоянно пополнялись приборами, инструментами, книгами, чертежами и картами, покупавшимися за границей и обязательно по приказу царя доставлявшимися из-за рубежа русскими посланниками. Сам Петр передал школе большой медный глобус - подарок голландских купцов его отцу. Сподвижник государя Я. Брюс в 1702 году за свой счет оборудовал обсерваторию с телескопами и астрономическими инструментами.

В 1705 году питомцы Навигацкой школы впервые покинули ее стены. Все они были определены на флот, многие участвовали в Северной войне, в ратных делах применяя знания, полученные в учебных классах. Русский флот прославили ее воспитанники Г. Золотарев, К. Зотов, А. Кожин, С. Лопухин, С. Малыгин, Ф. Соймонов, П. Чихачев и другие. Уже к 1715 году Школой математических и навигацких наук было подготовлено около 1200 специалистов. Выпускниками Школы были известные мореплаватели А. И. Чириков, А. И. Нагаев, С. Г. Малыгин, Д. Я. Лаптев, адмирал Н. А. Сенявин, историк и общественный деятель В. Н. Татищев, архитектор И. Ф. Мичурин и многие другие.

Вскоре после Навигацкой школы была организована Артиллерийско-инженерная школа, а в 1703-м - Московская инженерная школа. В 1707 году в Москве были созданы аптекарская и хирургическая школы, в 1703 - 1715 годах в Воронеже, Ревеле, Риге, Кронштадте, Сестрорецке появились высшие артиллерийские школы. В 1713 году была организована Петербургская инженерная школа.

Из истории мы знаем, насколько почетным было звание российского офицера и инженера, сочетающего в себе образованность и патриотизм. Выпускники Навигацкой школы были ориентированы на военную службу в качестве военных инженеров пехотного, морского, артиллерийского профиля. Да и само слово «инженер» (от франц. ingenieur, от лат. ingenium - способность, изобретательность) в то время означало «военный специалист» с высшим техническим образованием, управляющий военными машинами. И только по прошествии некоторого времени, когда в России стали создаваться гражданские высшие технические заведения, оно трансформировалось в сугубо штатское понятие.

Значение Школы математических и навигацких наук в истории развития российского профессионального инженерно-технического и военного образования трудно переоценить. Из ее стен вышли не только специалисты морского дела, но и гражданские инженеры-механики, архитекторы, геодезисты и представители многих других профессий.

Ее становление и развитие явилось новым этапом подготовки кадров, положившим начало созданию государственной системы профессионального инженерно-технического и военного образования в России.

Д. П. Степанов

 

Hosted by uCoz