[НАЗАД]

О приеме в «общие классы» военных училищ
(В статье сохранены стиль и пунктуация журнала “АрмIя и Флотъ” 1914 N1 )

Мы имеем два пути для наполнения офицерских рядов нашей армии: путь посвящаемых с детства и путь добровольцев. Для первых - кадетские корпуса и военные училища, иначе говоря, 9-10 лет специального воспитания и в них 2-3 года специального образования, для вторых -только военные училища, то есть 2-3 года и специального воспитания, и специального образования.

Тот и другой пути для пользы армии необходимы, один не исключает и не может заместить другого. При всей заманчивости наполнения офицерского состава исключительно офицерами, прошедшими полную школу специального воспитания, т. е. кадетские корпуса, необходимо считаться со свойствами и недостаточностью этого пути комплектования: корпуса непосильно дороги казне, проведение всего контингента через них немыслимо; «посвящаемые» же в 10-летнем возрасте не всегда оказываются «добровольцами» к 17 годам и нередко сворачивают на сторону с военной дороги.

Необходимо существование и другого пути, - открытого «добровольцам», т. е. людям, сознательно и по своей доброй воле избирающим офицерскую службу и готовым в 17-20 лет вступить на 2-3 года в школу специального воспитания и образования, т. е. в военное училище.

Было бы заманчиво открывать этот путь только лишь молодым людям, закончившим среднее образование, в тот момент, когда все они естественно приходят на распутье и по доброй воле, по убеждениям, влечениям или семейным традициям и склонностям характера выбирают карьеру. Но, увы, среднее образование у нас еще столь «доходно», офицерская же служба столь... невыгодна и не заманчива, что путь «добровольцев» не заполняется молодыми людьми, окончившими среднюю школу! И, волей или неволей, мы открываем доступ на тот же путь молодым людям, не закончившим среднего образования, предоставляя им вступать по экзаменам в общий класс трехклассных военных училищ.

До настоящего года к этому экзамену допускались молодые люди, «выступившие», как они выражаются, из 4-7-х классов всевозможных учебных заведений или окончившие низшие школы и выдержавшие затем особое испытание для приобретения прав вольноопределяющегося (по новому уставу).

Добровольцы ли все эти молодые люди, поступающие по экзамену? По опыту пяти приемов в училище и пятилетних наблюдений, отвечаю:
- Да, есть между ними добровольцы среди тех, кто окончили низшие школы и, движимые врожденными способностями, приобрели права вольноопределяющихся и дошли до приемного экзамена в училище; они и шли в училищах во главе списков старшинства; но это - «вымирающее племя», их становится все меньше и меньше: им не под силу самостоятельно одолевать увеличившуюся разницу между курсом низшей школы и повышенными приемными программами общего класса военных училищ. Могут быть добровольцы даже и в части «выступивших» из средне-учебных заведений, среди юношей, ищущих в военной службе спасение и путь своему возвышенному духу, терзавшемуся в гражданской школе. Большинство же поступающих в трехклассные военные училища по экзаменам отнюдь не добровольцы! Да это и понятно, это иначе и быть не может при условии приема по экзамену. Кто же из воспитанников хотя бы даже VII класса средне-учебного заведения решится, стремясь на военную дорогу, оставить свою школу до окончания, взять документы и рисковать, в случае невыдержания приемного экзамена, остаться «на улице»? К нашим приемным экзаменам притекают из средне-учебных заведений почти исключительно «неудачники», так или иначе засвидетельствовавшие свою лень, неспособность или порочность. Большинству из них иного пути, кроме приемного экзамена военных училищ, на котором они ничем не рискуют, нет. С этим контингентом имеют дело трехклассные военные училища, исключающие к Рождеству до 15% последнего приема. Этот контингент притекает в офицерские ряды под флагом «добровольцев».

Позвольте же без обиняков горячо заявить, что ни одному невольнику, ни одному рабу судьбы, ни одной жертве обстоятельств, ни одному офицеру по несчастью не должно быть места в наших рядах. В наших офицерских рядах должны быть только «добровольцы», и все распорядки и условия приема в военные училища должны быть так рассчитаны, чтобы наполнить их не неудачниками, но вполне способными людьми, не «выступившими», но вполне сознательно, в тот или иной момент, свернувшими на нашу дорогу. И, если мы не можем наполнить наши училища молодыми людьми, закончившими среднее образование, то надо создать другое «распутье», ведущее в общий класс трехклассных училищ. Таким распутьем с 1914 года станет VII класс всех средне-учебных заведений. Если мы будем по-прежнему принимать окончивших шесть классов лишь только по экзамену - к нам явятся только «выступившие» из VII класса, и мы рискуем не только подобрать то, что отбросит гражданская школа, но даже не заполнить и теми наши вакансии. Единственный способ, которым мы можем создать новое, истинное «распутье», отгородиться от неудачников, собрать способных юношей-добровольцев и наполнить все наши вакансии, - это отказ от экзаменов. Тогда молодые люди, перешедшие в VII класс всех средне-учебных заведений, станут перед прямой возможностью взвесить:

кончать ли гражданскую школу и идти в высшее учебное заведение или же перейти в общий класс военного училища и быть через три года офицером.

Тогда к нам придут только одни добровольцы, и можно будет уверенно рассчитывать не только заполнить ими вакансии, но даже принять лишь наиболее способных по конкурсу свидетельств об окончании VI класса.

Единственное, что необходимо при этом организовать, - это медицинский осмотр (т. е. экзамен здоровья) до представления документов, т. е. до выхода из учебного заведения, с предъявлением лишь свидетельства о переходных баллах из VI в VII класс с тем, чтобы все остальные документы предъявлялись лишь принятыми в училища.

Мы встретимся при такой реформе с нашим давнишним затруднением - несоответствием программ окончания VI класса средне-учебных заведений с приемной программой наших общих классов военных училищ. Но надо выбирать одно из двух: мириться с ничтожным несоответствием знаний (программ) или с решительным несоответствием способностей поступающих с предъявляемыми им требованиями в военных училищах. Опять же по личному опыту я позволяю себе заявить: одолевают наши требования не те, кто предъявили на приемном экзамене на семерку знаний, «выступив» по неспособности из средней школы, а только те, кто способны эти знания приобретать; способный юноша одолеет разницу программ, напряжет усилия и догонит товарищей, знакомые же нам неудачники тянутся таковыми же через все три года училищ и таковыми же тянут «офицерскую лямку» и после производства.

Лучше поступиться приемной программой общего класса, лучше ее понизить и облегчить, догоняя в самом курсе этого класса со способными людьми, нежели фиктивно числить ее на прежней высоте, зная, что она не отвечает истинному развитию и подготовке нашего укомплектования. Лучше иметь дело с истинными и способными добровольцами, нежели с контингентом вольноопределяющихся поневоле, случайно одолевающих на 7-8 баллов пониженные требования приемного экзамена по фиктивно высокой программе.

 Б. Адамович

 

Hosted by uCoz