[НАЗАД]

ЭВОЛЮЦИЯ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

История военно-инженерного дела уходит в глубину веков. Инженеры издавна использовались при строительстве укреплений, крепостей, оборудовании переправ через реки, строительстве и ремонте дорог, создании заграждений в виде рвов и завалов, препятствующих продвижению противника.

Однако вплоть до начала XVIII века Россия испытывала острую нужду в специалистах военно-инженерного дела и вынуждена была нанимать военных специалистов и инженеров за границей.

Создавая регулярную армию, Петр 1 придавал огромное значение военно-инженерному делу. Считая, что от него во многом зависит успех боевых действий войск, он неоднократно подчеркивал: «Зело надо, чтобы офицеры знали инженерство, буде не все, но хотя часть онаго... - и предупреждал офицеров: - Ежели кто не будет знать инженерство, тот не будет произведен выше того чина, в котором он ныне обретает».

Одновременно Петр 1 предпринимает усилия по созданию специальных школ для подготовки отечественных военных инженеров. Так, в январе 1701 года он издает указы о создании в Москве специальных школ. Одной из таких школ, созданной на Новом пушкарском дворе, предписывалось: «Учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифири и иной инженерной наукам».

Растущие потребности в офицерских кадрах, имеющих специальную подготовку и знающих инженерное дело, а также серьезные недостатки в организации обучения вскоре вызвали необходимость совершенствования организации и форм инженерного образования. Поэтому в известном указе Петра Великого от 16 января 1712 года предписывалось: «Школу инженерную множить», а в 1719 году последовал указ об открытии новой Инженерной школы в Петербурге.

С этого времени основу содержания подготовки военных инженеров составляли дисциплины, ориентированные на решение задач, стоящих перед армией и государством. Лица, окончившие школу, получали звание кондукторов (унтер-офицеры инженерных войск) и имели разностороннюю подготовку в области господствующих в то время фортификационных систем. Военные инженеры пользовались в армии большими преимуществами:

им устанавливались более высокие по сравнению с армейскими офицерами оклады, а наиболее преуспевающие в инженерном деле раньше других производились в высшие чины.

Благодаря большой организационной, учебной и воспитательной работе к концу первой четверти XVIII века в России были заложены основы системы образования военно-инженерных кадров, основоположником которой являлся император Петр I.

Военные школы при Петре I давали обучающимся хорошее (по тому времени) общее и специальное образование и служи

ли образцом для многих стран Западной Европы, где такие школы открылись значительно позже.

В последующие годы инженерная школа была объединена с артиллерийской, а в 1762 году на базе объединенной артиллерийско-инженерной школы был открыт Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус.

Созданный кадетский корпус (в 1800-м преобразован во 2-й кадетский корпус) являлся учебным центром, который продолжал становление военно-инженерного образования в России и достойно представлял специальные военно-учебные заведения, в которых ведущая роль отводилась практическим знаниям военного дела и глубокому изучению военных наук.

Среди продолжателей становления отечественной военной школы по праву следует отметить великого полководца героя Отечественной войны 1812 года М. И. Кутузова. Являясь одним из наиболее выдающихся воспитанников артиллерийско-инженерной школы, в процессе учебы он проявил особую прилежность к языкам и математике, склонность к инженерному делу и в шестнадцатилетнем возрасте был выпущен из школы инженерным прапорщиком. В последующем генерал-поручик М. И. Кутузов являлся главным директором (1794-1797) Сухопутного шляхетского корпуса и много сделал для совершенствования учебного процесса во вверенном ему учебном заведении.

С очередным преобразованием в 1800 году кадетских корпусов они потеряли свою специфику как специальные военно-учебные заведения и превратились, по сути, в общевойсковые вузы. В них произошло значительное ослабление военно-специальной подготовки обучаемых. Кроме того, кадетские корпуса существенно сократили выпуск офицеров в инженерные войска.

Вместе с тем в XVIII веке в создаваемой системе военного образования наметились следующие тенденции: было положено начало военно-инженерному образованию, осознана необходимость специальной подготовки офицеров в военно-учебных заведениях, и такие вузы были созданы; в вузах заметное место занимают специальные предметы обучения, обучению придается плановое, организующее начало; в вузах разрабатываются первые труды по военно-специальным предметам, в которых впервые соединены теория и практика войск.

По предложению инженер-генерала П. К. Сухтелена, занимавшего посты генерал-квартирмейстера и инспектора Инженерного департамента, в 1804 году при Инженерной экспедиции была основана школа «для доучения находящихся здесь юнкеров и кондукторов, в свободное от должности время, наукам до инженерной службы касающимся». В докладе «Положение о новом устройстве департамента», сделанного генералом П. К. Сухтеленым в 1809 году, отмечалась необходимость создания системы высшего военно-инженерного образования в России. В связи с этим в 1810 году при Инженерной школе развертывается инженерный класс, а в 1816-м она была преобразована в Главное училище инженеров. Однако с созданием училища проблема подготовки высококвалифицированных инженерных кадров не была решена. Поэтому в 1819 году училище на основании «Положения о новом учебном заведении» было преобразовано и переименовано в Главное инженерное училище, которое с 1822 года размещалось в Михайловском (Инженерном) замке в Петербурге.

По этому «Положению» первое в России высшее военно-учебное заведение, призванное осуществлять военно-специальную подготовку офицерских кадров, имело в своем составе два отделения: низшее - для подготовки кондукторов и высшее (офицерское) - выпускавшее военных инженеров.

Величайшая заслуга в совершенствовании военно-инженерного образования принадлежит императору Александру I, который в рамках проводимых им реформ принял решение о создании высшего военно-инженерного учебного заведения. В связи с этим его по праву можно считать основоположником высшего военно-инженерного образования в России.

Создание Главного инженерного училища ознаменовало собой начало нового этапа в военно-инженерном образовании и способствовало поднятию на новую ступень военно-специальной подготовки офицерского состава. Был совершен переход к систематической подготовке офицеров инженерных войск с высшим военно-инженерным образованием.

К середине XIX века программа обучения и уровень преподавания в училище достигли достаточного совершенства. Они позволяли готовить в стенах вуза военных инженеров с широкой военной и специальной подготовкой, способных самостоятельно выполнять ответственные и сложные проектные, строительные и боевые задачи.

Как признание возросшего значения военных инженеров офицерские классы Главного инженерного училища в 1855 году были переименованы в Николаевскую инженерную академию, а кондукторские классы - в Инженерное училище. Комплектовалась академия офицерами - выпускниками инженерного училища, прослужившими в войсках не менее двух лет.

Русские военные инженеры показали себя мужественными и умелыми организаторами и руководителями при выполнении задач в различных условиях обстановки, и в частности в Крымской войне 1853-1856 годов. О высоком профессиональном уровне русских военных инженеров свидетельствует следующий факт. В одном из немецких журналов в 1856 году давалась следующая оценка русской инженерной школе: «Школа, образующая таких теоретиков, как Теляковский, и таких практиков, каковы Тотлебен и Мельников, по справедливости должна называться первой в Европе». Огромную роль в подготовке военных инженеров играл преподавательский состав вузов. В академии и училище на преподавательских должностях работали виднейшие ученые. Так, математику преподавал академик М. В. Остроградский, физику - известный ученый Ф. Ф. Эвальд, химию - Н. А. Воскресенский и Д. И. Менделеев, строительную механику -известный строитель мостов С. В. Кербедз, рисование - будущий академик живописи К. А. Трутовский и др. Усилиями этих и многих других ученых, работавших в академии и училище, вузы были превращены в подлинные центры русской военно-технической мысли.

К концу XIX века русское военно-инженерное искусство в области возведения оборонительных сооружений, подземно-минной борьбы, мостостроения и устройства заграждений демонстрировало свое неоспоримое превосходство над военно-инженерным искусством передовых стран Европы.

Крупными учеными из числа выпускников инженерной академии и училища, принесшими славу России, стали: физиолог И. М. Сеченов, писатели Ф. М. Достоевский и Д. В.Григорович, композитор и фортификатор Ц. А. Кюи, изобретатель электрической лампочки П. Н. Яблочков, специалист в области строительных материалов А. Р. Шуляченко, создатель теории упругости X. Головин и другие.

Таким образом, к концу XIX века сложилась система военно-инженерного образования. Были созданы и успешно осуществляли подготовку военных инженеров военно-учебные заведения, в которых реализовывались учебные программы и активно велась работа по совершенствованию теоретических основ военно-инженерного искусства.

В начале XX века подготовка офицеров инженерных войск осуществлялась в училище и академии, а также в специальных инженерных школах. В это время открываются офицерские школы усовершенствования, в том числе для специальных войск, которые до Первой мировой войны были в составе инженерных войск: электротехническая, воздухоплавательная и авиационная,автомобильная, железнодорожная.

С началом Первой мировой войны почти все слушатели и большинство преподавателей инженерных вузов были направлены на фронт в действующую армию, а академия приостановила свою деятельность. Занятия в академии возобновились в декабре 1917 года, а в марте 1918-го был произведен выпуск слушателей приема 1912 года. Начиная с 1920 учебного года академия переходит на факультетскую систему с учетом расширения специализации в подготовке военных инженеров. Первыми из созданных факультетов были: фортификационно-строительный, электротехнический и военных сообщений.

На базе инженерного училища были развернуты Петроградские инженерные командные курсы РККА, преобразованные в 1918 году в Петроградский военно-инженерный техникума в 1920-м - в Военно-инженерную школу.

В период реформирования армии, ее сокращения и уменьшения расходов на ее содержание произошло слияние и объединение вузов. В 1923 году Военно-инженерная академия была объединена с Военно-электротехнической академией, а в 1925-м с Военно-артиллерийской в одну - Военно-техническую академию.

В мае 1932 года в соответствии с приказом Реввоенсовета на базе инженерного факультета ВТА и Московского высшего инженерно-строительного училища развертывается Военно-инженерная академия с дислокацией в г. Москве. С этого времени возобновляется подготовка офицеров инженерных войск с высшим военно-специальным образованием.

Перед Великой Отечественной войной академия представляла собой крупнейший учебный и научный центр, в результате деятельности которого решались задачи оборонного и народно-хозяйственного характера. Так, с участием ученых академии была разработана первая система инженерного вооружения, осуществлялось строительство Днепрогэса, Московского метрополитена, Челябинского тракторного завода и других крупных промышленных объектов.

В годы Великой Отечественной войны в вузах был осуществлен переход к обучению в условиях военного периода. Вся учебная, воспитательная и научная деятельность инженерных вузов направляется на решение задач, вытекающих из особенностей войны, возросшей роли инженерных войск и военно-инженерного искусства в боях и операциях. За эти годы академия дала фронту около пяти тысяч военных инженеров.

Накопленный опыт решения задач инженерного обеспечения, боевого применения инженерных войск и использования средств инженерного вооружения обогатил советское военно-инженерное искусство, и оно стало ценнейшим достоянием и основой дальнейшего развития системы военно-инженерного образования.

В послевоенные годы система военно-инженерного образования пополнялась новыми вузами. В 1957 году развертывается и приступает к подготовке курсантов Тюменское, в 1967-м - Каменец-Подольское военно-инженерные училища. В 1966 году Калининградское (до 1963 г. - Ленинградское) военно-инженерное училище одним из первых в Вооруженных силах преобразовывается в Высшее военно-инженерное командное училище.

В 70-е годы система военно-инженерного образования пережила целый ряд крупных организационных преобразований, связанных с коренной перестройкой всей системы подготовки офицерских кадров. Так, Тюменское и Каменец-Подольское военно-инженерные училища преобразуются в высшие военно-инженерные командные училища со сроком обучения 4 года, а Калининградское - в высшее инженерное училище с пятилетним сроком обучения.

С 1989 года в академии на инженерном факультете развертывается подготовка офицеров с высшим военно-специальным образованием со сроком обучения 6 лет.

В 1996 году для инженерных училищ устанавливается командно-инженерный профиль подготовки со сроком обучения 5 лет, а для академии - командный профиль подготовки для слушателей и инженерный для курсантов со сроками обучения соответственно 2 года и 5 лет.

В августе 1998 года постановлением Правительства РФ Военно-инженерная академия была преобразована в Военно-инженерный университет с тремя филиалами: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Тюмени. В настоящее время Военно-инженерный университет является уникальным учебным и научным центром, системообразующим вузом Министерства обороны РФ, в котором имеется 13 научных школ, трудятся 40 докторов, более 260 кандидатов военных, технических и других наук, в том числе одиннадцать «заслуженных деятелей науки РФ». В университете осуществляется подготовка офицерских кадров не только для Министерства обороны, но и для ФПС, МВД и МЧС России, а также для вооруженных сил ряда иностранных государств.

Таким образом, становление и развитие системы военно-инженерного образования имеет собственную историю, связанную с развитием военной, в том числе военно-инженерной, школы, теории и практики подготовки военно-инженерных кадров.

А.Б. Шевчук, генерал-лейтенант, доктор военных наук, профессор

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz